ФАНФАН ФРАНДЕТТИ
"РОЛАН" (№4 Май'2012)
Название нового полнометражного мультфильма, производством которого занимается продюсерский центр «Парадиз», звучит энергично — «От винта»! Так и хочется отдать честь, рявкнуть «есть!» и кинуться к воображаемому крылатому транспортному средству. Вполне себе по-военному. Название, конечно, многое определяет в судьбе картины. Так же как и фамилия актера иногда неразрывно связана с его карьерой. Хотя, безусловно, только от таланта артиста зависит, приобретет ли его фамилия дополнительный вес. Алексей Франдетти — успешный, востребованный актер, трудоголик и идеалист. Так что Франдетти — это звучно. Звучит в кино, с подмостков драматической сцены и в мюзиклах. А также в мультфильмах. Но обо всем по порядку. От винта, ребята!
- Алексей, вы, конечно, мультфильм целиком не видели?
- Я его и не целиком не видел. Специфика озвучания, вся организация работы над этой анимационной картиной этого не предполагала. Мы бились над звуковым рядом, а образы, зрительное воплощение сценария, то, что из всего этого получилось, будет сюрпризом не только для публики, но и для нас, артистов. Придем на премьеру — все вместе и посмотрим.
- Почему именно на вас пал режиссерский выбор?
- Это довольно смешная история. Ко мне на премьеру мюзикла «Зорро» пришла Ольга Лопато, будущий режиссер «От винта» (это я позже, естественно, узнал). Она смотрела наш спектакль, уже находясь в творческом поиске и примеряя роли, прописанные в сценарии, на все лица, которые проходили перед ее взором. Я в «Зорро» играл такого страшного человека — жестокого, завистливого, в общем — злодея. К тому же, поскольку перед премьерой у нас было пятнадцать превью, я был дико хриплый, что ей очень понравилось. И режиссер предложила мне попробоваться на роль отрицательного персонажа, я приехал на пробы, голос был по-прежнему сиплый, никакой, кое-как я начитал ей соответствующий текст. И Ольга тогда же предложила мне несколько реплик… птички. А потом она говорит: «Ну и давай Витязя, хотя Витязем я тебя не вижу», — я начитал ей и Витязя, тоже хрипло, иначе не мог. И через какое-то время Ольга перезвонила мне сама: «Все отлично, работаем!» — я на всякий случай просто сказал: «Ну что, я плохой?» А она отвечает: «Нет, злодей у нас Андрей Мерзликин, а ты — положительный, Витязь!» Я даже перезвонил Андрею, мы с ним уже снимались и как-то общаемся достаточно часто: «Вот, говорю, Андрюха, у нас с тобой вторая совместная работа, правда, не увидимся мы на площадке». Да я ни с кем и не виделся, все было виртуально, в этом еще одна специфика работы в современной анимации.
- На Западе нередко внешность героев мультипликационных фильмов несет в себе черты актеров, у вас так же было?
- Нет. То, о чем вы говорите, имеет место, когда изначально речь идет о звездах, на которых делается ставка, и тогда, допустим, тот же Лоракс напоминает Дэнни де Вито. У нас же использовался такой прием как «шлепок», чтобы в результате органичнее все выглядело на экране и мы с персонажем синхронно открывали рот. Что касается внешности, то мы никак не походим друг на друга. Я прекрасно себе отдаю отчет в том, что в картине «От винта» анимация дала шанс, который мне, скорее всего, никогда не выпадет в обычном кино или на сцене, — сыграть такой совсем славянский персонаж. Поэтому я вложил в собственный голос все свое желание создать такой образ.
- Давайте внесем ясность: Витязь-то он Витязь, но речь идет о самолетике, не так ли?
- Именно! Но по характеру он такой славянский витязь. Кто-то, возможно, попытается провести некую параллель между нашими героями и персонажами «Тачек», но, на мой взгляд, общее лишь то, что и там, и здесь действующие лица — забавные транспортные средства, наделенные вполне человеческими чертами, характерами и эмоциями. У наших самолетиков тоже есть глаза, рот, они разговаривают, общаются, влюбляются, терпят поражения и одерживают победы, но остальное у нас свое. Своя история, любовная линия, свой увлекательный сюжет, юмор — все оригинальное. И это очень круто. У меня, кстати, довольно большой опыт работы в дубляже, так уж сложилось в жизни, и в анимации до этого момента мне уже довелось поработать. Но там все было по вполне традиционной схеме: я видел то, что озвучивал, дублируя иностранные мультики. И я очень счастлив, что мой новый опыт работы в анимационной картине поставил передо мной иные, парадоксальные, задачи и был связан с этим добрым, светлым и остроумным материалом.
- А вас учили искусству озвучания или вы все познавали на практике?
- Нет, меня как раз учили — во ВГИКе. Это, к сожалению, единственный вуз, где будущих актеров обучают тонкостям озвучания. А ведь это нужно уметь, так или иначе, всем артистам, но только в этом институте существует дисциплина «Озвучание». И так получилось, что мой педагог, еще когда я там учился, привела меня за руку на студию «Пифагор», где дублируется большинство мультфильмов, и я получил бесценный опыт и возможность оттачивать на практике полученные знания. Первый же мой опыт в анимации был какой-то бесконечный сериал про коровку и петушка. Там был чудесный режиссер — Вадим Петрович Ферапонтов, он очень многому меня научил. Я ему безмерно благодарен. И после того дебюта в мультсериале, который оказался вполне успешным, меня очень часто привлекали к озвучанию мультиков. И все равно работа в проекте «От винта!» для меня нечто абсолютно новое, неизведанное, поскольку, повторюсь, никогда прежде я не встречался с тем, чтобы видеоряд делался «вдогонку» звуковому, и такого опыта, чтобы создавать вокальное содержание образа, не представляя, каким он будет внешне, у меня еще не было.
- Что же сложнее — озвучивать уже нарисованный персонаж или искать его интонацию без опоры на его внешний вид?
- Когда все уже нарисовано, работать легче. А здесь было сложнее, но гораздо интереснее. Мы сидели в студии много часов и искали, а как бы вот в этой сцене мой персонаж мог удивиться, а как порадоваться, а давай порадуемся чуть выше по регистру, а теперь — чуть ниже. Словом, очень тщательно перебирали все краски и оттенки. Действительно, изматывающая история, но очень интересная! В какой-то момент, уже в студии, у тебя создается свой собственный мир и ты хулиганишь там по полной, используешь шанс оторваться, поскольку здесь ты играешь то, что, может быть, никогда не удастся воплотить на сцене или в кино. И в связи со всем вышесказанным здесь становится актуальным анекдот: «А вы в мультиках не снимались?» Вот это тот самый случай.
- И так ни разу вы с партнерами и не пересеклись в этой волшебной звукозаписывающей студии?
- Нет, все прописывалось отдельно, никто практически не пересекался, особенно это соблюдалось в отношении меня, под меня было отведено несколько смен. Просто филигранно оттачивались, доводились до ума все возможные варианты произнесения той или иной фразы, той или иной эмоциональной реакции.
- А вы сами давно ли мультики смотрели — на полном серьезе, на большом экране?
- Я всегда их смотрю на полном серьезе. Очень это дело люблю. Анимация периодически возникает в моей жизни, даже когда речь идет не о мультипликационных проектах: например, на днях пробовался на роль в мюзикле «Русалочка», созданный по известному мультфильму, на котором уже мое поколение выросло. А вот совсем недавно, кстати, посмотрел «Лоракса». Или еще «Короля Льва» в ЗD, причем с большим удовольствием: выдалась свободных пара часов, и я пошел на сеанс скоротать время. И оно пролетело не просто незаметно, а еще и совершенно замечательно — пытался даже подпевать героям.
- И вы, и ваша партнерша, сыгравшая в «От винта» лирическую героиню, актриса Антонина Березка — поющие актеры, причем оба знакомы любителям мюзиклов по своим удачным ролям в этом «синтетическом» жанре. Это совпадение, что главные роли режиссер отдала артистам мюзиклов или тут требовалась какая-то особая голосовая подготовка исполнителей?
- Ну, я не только артист мюзикла, просто так получилось, что я работаю и в этом жанре тоже. Кстати, сейчас репетирую главную роль в новой постановке — мюзикле «Фанфан-Тюльпан» в Театре оперетты. Возможно, имели значение и некая пластичность, выразительность голоса. Да и вообще, школа мюзикла — это серьезнейший опыт, дающий массу навыков и умений. В особенности, если ты хоть раз поработал с западной командой, выпускающей мюзиклы, неизбежно учишься собраться в нужный момент, быть в рабочей форме постоянно, быть включенным в контекст происходящего, каждую секунду быть готовым выложиться на все сто, а то и больше не только на спектаклях, но и на любой репетиции. Нельзя приходить и с ленцой, медленно, постепенно раскочегариваться (как это часто у нас бывает), в западной команде ты каждое мгновение должен быть энергетически заряжен. «Западники», они ровно в десять пришли, и в 10.01, будь добр, кричи, плачь, смейся — и все по полной программе. Если не готов — свободен, за тебя это сделает очередь, которая выстроилась на эту роль на улице. Хотя по поводу очереди я погорячился, это у них они так стоят. У нас все еще существует нехватка артистов мюзикла: во-первых, в этих западных постановках, делающихся у нас, очень высокие требования к актерам, во-вторых, у нас на самом деле универсальных исполнителей мало, поэтому здесь еле-еле набирают два состава. Короче говоря, участие и работа на всех этапах в таком мюзикле — это ритм иной, темп жизни совершенно иначе выстраивается, это максимально мобилизует и дисциплинирует артиста. И если обычному драматическому актеру, который не имеет опыта работы в мюзикле или озвучании мультфильмов, требуется энное количество часов для записи звукового ряда своего анимационного персонажа, то мне удавалось справляться со своим объемом работы раза в полтора быстрее, чем это было запланировано. В итоге сэкономили чуть ли не целый день работы в студии! Слух, слух лучше у музыкально закаленных артистов.
- Как у вас складываются отношения с большим кино?
- Грех жаловаться: на сегодняшний момент в моей фильмографии порядка тридцати картин, из них, наверное, десять-пятнадцать — главные роли. В прошлом году у меня было действительно большое кино в Казахстане, это совместный казахско-американский проект, где мы снимались вместе с Армандом Ассанте и Питером О'Тулом(!).
- С ума сойти!
- Да-а. Это самый громкий проект «Казахфильма», премьера должна состояться в этом году в Лос-Анджелесе. Также в декабре-январе был проект под названием «Зимний путь» режиссера Сережи Тарамаева и чудесного оператора Миши Кричмана. Вообще в этом фильме было задействовано очень много профессионалов, которые до этого работали на картинах Звягинцева. «Зимний путь» — артхаусная драма, фестивальное кино. Там у меня также заглавная роль. Так что работа есть, другое дело что мало хороших сценариев. Иногда ты готов сняться за половину, за треть своего гонорара, если тебе предлагают достойную киноисторию. Сценарий «Зимнего пути», например, я прочел в полете, вышел из самолета в слезах. Написано гениально! И кадры, снятые Мишей Кричманом, — произведение искусства. Я очень жду этой премьеры.
- У вас, должно быть, хороший агент — редко кто в наше время говорит, что работы хватает.
- Агент у меня действительно профессионал. Мы с ним работаем на протяжении четырех лет. Сейчас даже вместе запустили один театральный проект. Но все равно в кино все происходит абсолютно случайно. Например, с этим тридцатимиллионным казахским фильмом с голливудскими актерами история почти курьезная: они меня нашли через Facebook! Мне сначала об этом проекте написала девушка — кастинг-директор, ну, я к этому отнесся несерьезно. А они, видимо, искали некий типаж, я вообще довольно много сыграл, скажем так, этнических персонажей. Короче говоря, я раз проигнорировал, второй проигнорировал, но они проявили настойчивость и вышли на моего агента…
- Все же все нити ведут к агенту!
- (кивает головой) …позвонили ему, прислали сценарий. И буквально через месяц я сидел в Алма-Ате.
- Ваша необычная для среднестатистического российского жителя (да и актера) внешность препятствует получению ролей?
- Вы знаете, мои однокурсники теперь мне говорят: «Слушай, мы думали, что последний, кто будет сниматься с курса, это ты!» А получилось так, что я стал сниматься одним из первых на курсе. И пусть я не могу сыграть русского паренька, но, кто знает, какие роли и предложения меня ждут за поворотом! Хотя, вы знаете, у меня был очень смешной опыт: мы с моим агентом как-то раз задались целью изменить мою внешность, поехали в салон: меня подстригли, сделали блондином, вставили голубые линзы…
- Получился современный молодой японец!
- …да, кстати, действительно был похож на крашеного токийского юношу. И я получил буквально через несколько дней предложения сыграть русских парней. Но внутри-то себя я понимал, что это эксперимент из серии розыгрышей, шуток. В конце концов, всегда можно сыграть роль на сопротивление, опираясь не на внешность и не на внутреннее сходство с персонажем, а исключительно на актерский багаж. Если мне и мешает моя внешность, то не в большом кино, а может, в плане некоей телекарьеры, все-таки ТВ-проекты предполагают, что на экране присутствуют расхожие, узнаваемые типажи, тут интересует не яркая индивидуальность, а именно среднестатистическая. Ну не тяну я на собирательный образ. Ничего страшного. В принципе я на свою фактуру не жалуюсь, она мне позволяет пока играть героев в довольно широком возрастном диапазоне. Например, в позапрошлом году я одновременно исполнял роль человека среднего возраста — в «Зорро», в сериале — старшеклассника, в полнометражной картине — героя-любовника. Короче, пока все это совмещать мне позволяют возраст, внешность, способности — спасибо Господу Богу и папе с мамой!
- Что нужно сегодня отечественному молодому артисту, чтобы проснуться знаменитым?
- Как знать! Если говорить о кино, чтобы проснуться наутро знаменитым, наверное, надо сняться в «Обитаемом острове-2" и не упустить этот шанс. В общем. Вот Петя Федоров блестяще использовал его: хороший актер, несомненный талант, сумел проявить себя. Молодец! Даже самому большому таланту нужен толчок. А дальше уже — петелька-крючочек. Так и надо поступать, потому что совершенно неизвестно, представится ли подобный случай вторично.
- Какое напутствие дадите будущим зрителям «От винта»?
- В картине «От винта» должно получиться удачное соединение американского позитива и русского мировосприятия. Веселая, светлая, радостная картина. Полтора часа хорошего настроения — что может быть лучше!
Лилит Гулакян