ЕСЛИ БЫ ДА КАБЫ



"РОЛАН" (№4 Май'2012)

Музыка к фильму «Если бы да кабы» написана певицей и композитором, вдовой режиссера Олега Осипова — Ютой. Песня «Кабы», созданная специально для фильма, стала неотъемлемой частью сюжета картины. За десять лет на сцене Юта успела побывать и хулиганистой рокершей, и трогательной принцессой акустических баллад. Ее песни неоднократно поднимались на верхние строчки радиочатов, а сама певица — желанный гость на больших рок-фестивалях. Правда, в кинематографической тусовке Юта известна больше как Анна Осипова, написавшая музыку к полнометражному фильму Олега Осипова «После жизни» и как минимум к десятку сериалов. Сложно поверить, но успешная творческая карьера не помешала Анне Осиповой стать матерью трех очаровательных детишек. Фильм «Если бы да кабы» дорог ей не только как очередная работа с полнометражным фильмом, она напрямую связана с рождением замысла… И рождением семьи.
Мы публикуем интервью, которое было дано Анной Осиповой год назад.

- Анна, с чего начинался фильм «Если бы да кабы»?
- Началось все, как ни странно, с небольшой размолвки. Мы с Олегом поспорили, даже не помню сейчас о чем, и разошлись по углам. Сидим, что-то творим, каждый в своем углу. Я дуюсь, он дуется… Через какое-то время Олег первый подает голос: «Жена, иди сюда». Я подхожу, а он начинает мне читать сценарий. И тут я ловлю себя на том, что смеюсь без остановки. Ощущения совершенно феерические — все время, пока он читал с выражением, я смеялась как подорванная. И вдруг говорит: «А напиши мне русскую народную песню!» Ага, «замахнулся», как говорится: где я и где русская народная песня. «Неужели не сможешь?» — и хитро улыбается... Вот «на слабо» он меня и взял. Через десять минут песня «Кабы» была готова, и долгое время рабочим названием фильма было именно «Кабы». А потом начался съемочный процесс. Все это время, больше года, я писала музыку к фильму, в это же время я родила сына.

- Насколько сложнее работать над музыкой, если режиссер — собственный муж?
- Если честно, то вообще никаких проблем. Когда люди все время вместе, то проще договориться, не надо куда-то ехать, устраивать встречи… И еще важно — близкому человеку проще сказать правду. Главное в этот момент, чтобы тебя не захлестнуло желание сказать ВСЕ. Хочется же совершенства, и ты можешь настолько увлечься, что наговоришь лишнего. Необходимо, чтобы стоп-кран срабатывал вовремя. Там, где есть слово «любовь», но нет уважения, семьи не будет! И в работе без уважения к партнеру нельзя. Пусть оно немного дистанцирует, но зато позволяет сохранять комфортную рабочую обстановку для обоих.

- В «Если бы да кабы» какой-то сумасшедший локейшен: Россия, Париж, Азия. Это сказалось на музыке?
- Безусловно. Когда нужно было создать саунд к вьетнамской истории, я переслушала кучу вьетнамской попсы. Совершенно искренне веселилась! В итоге я использовала восточные сэмплы, никакого отношения к вьетнамским народным инструментам не имеющие. Нужна была, по замыслу Олега, стилизация под воображаемый вьетнамский рок-н-ролл. За основу я взяла мелодию собственной песни «Не говори», которая звучит на финальных титрах.

- На «Нашествии» 2002 года вы исполняли самый что ни на есть рок-н-ролл… Про кино тогда и речи не было.
- Да, но вскоре после этого фестиваля я поехала в Екатеринбург, и там был радиоэфир, во время которого меня спросили: «А не собираетесь ли вы писать музыку для кино?» Я на голубом глазу отвечаю: «Конечно!» — хотя сама об этом секунду назад и не помышляла — и начинаю развивать мысль… Кто бы мог подумать, что этими словами я сама себе напророчу историю, которая имеет место сейчас.

- Вы имеете в виду историю рабочую или семейную?
- Да, собственно, с мужем-то я познакомилась как раз благодаря работе. Он слушал «Наше радио», услышал мою песню «Жили-были», написанную для сериала «Солдаты», — ему понравилось. Понял, что хочет лицезреть артистку. Год(!) мы были просто знакомы, здоровались, сталкиваясь в коридорах, а потом что-то произошло. Как вспышка. Мы посмотрели друг на друга другими глазами, влюбились без памяти и решили не расставаться.

- Сейчас в наших фильмах все больше доминирует голливудская традиция, когда музыка иллюстрирует историю.
- В нашем фильме музыка не иллюстрирует, но поддерживает действие. Как бы обслуживает изображение… Есть один очень тонкий момент. Музыка в кино — самый агрессивный элемент. Поэтому с ней нужно обращаться крайне осторожно. Если тебе не нравится изображение, ты можешь отвести глаза, не смотреть. Уши же заткнуть никому в голову не придет.
Музыка — это важнейший элемент кино, с которым надо обращаться осторожно.

- Что-нибудь изменилось в вашем восприятии кино, когда вы начали писать музыку для фильмов?
- Иной раз слушаешь и думаешь: ну как здорово, почему не я это придумала? А иной раз слышишь и понимаешь — откровенная халтура. Но по большому счету я стараюсь смотреть фильм как обычный зритель, без желания что-то проанализировать. Хорошее кино всегда есть сильный энергетический всплеск. Есть всплеск — значит, есть заряд. Получила заряд? Твори! Я сочиняю в голове, в ней и партитура, и тембры инструментов, и все, все, все. Главное, чтобы то, что я сейчас несу в студию, что звучит сейчас в голове, удалось максимально убедительно воплотить в реальном звуке. Вот это — самая главная задача.

- В нашей повседневной жизни музыка сейчас занимает важное место. Это среда нашего обитания, и довольно агрессивная.
- Не думаю, что это страшно. Люди много смотрят и много слушают, но не проживают музыку до конца. Они потребляют «продукт» довольно поверхностно. Всех это устраивает. Музыки сейчас много, и это хорошо, есть выбор. А мы интуитивно выработали для себя средство самозащиты, воспринимая вал информации как фон, иначе можно было бы взорваться.
Почему ребенок может слушать одну и ту же сказку до бесконечности? Он ее проживает, он фантазирует, чувствует. Пока он не проживет ее полностью, до конца, не вырастет из нее, он от вас не отстанет. И чем лучше сказка, тем дольше вам придется ее читать. То же самое с хорошей музыкой: ее надо слушать долго.

- Семья, дети для вас — приоритет?
- Важнее детей нет ничего. Все остальное — это прекрасно, но пусть оно прилагается. Я поняла, что моя миссия на земле заключается в том, чтобы быть мамой. Это самая гармоничная роль для женщины, она, естественно, требует невероятных трудозатрат, но приносит настоящее, неподдельное счастье. А творчество — эту песню не задушишь, не убьешь! И успеть все — можно. Можно. Я — ходячий пример.

- Как вы это совмещали во время съемок фильма «Если бы да кабы»? Что вообще с вами происходило в этот момент?
- Во время съемок фильма я как раз была на пятом месяце беременности, потом ушла в роды, а когда родила, то муж, он же режиссер, уехал на съемки во Вьетнам, откуда и высылал мне творческие задания, ТЗ, если проще. И я в процессе кормления сына что-то сочиняла с умильной улыбкой. Если честно, мне в голову не приходило, что ребенок даст такой сумасшедший творческий толчок. Писалось легко, очень быстро, как никогда в жизни.

- Когда вы сидите в зрительном зале, вы переключаетесь на музыку?
- Раньше переключалась. Целая проблема была! Дело вот в чем: когда ты много времени посвящаешь изучению чего-либо, например теории музыки, в какой-то момент начинаешь воспринимать звучание графически, как набор нот. Слушаешь, но видишь перед собой партитуру. Это неизбежно на каком-то этапе, но ужасно отвлекает и не дает расслабиться и получить удовольствие. Прошло время, я научилась «забывать» о нотах и гармониях. Музыка — это не рацио, то есть совсем не рацио, ее нельзя воспринимать как набор нот. Только чувствовать. Когда у тебя мурашки бегут… Почему бегут? Никто не ответит. Кто-нибудь может назвать механизмы, которые включают мурашки? Критерий один — трогает или нет.

Рецепт создания гармоничного мира от Юты (она же Анна Осипова, она же мать троих детей, она же певица, музыкант и кинокомпозитор) звучит просто: правильно расставить жизненные приоритеты и ни на минуту не забывать о чувстве любви и уважения. Потому что даже музыка (и даже в кино) нуждается в этом. Насколько это удалось композитору фильма «Если бы да кабы», мы узнаем в мае, когда фильм выйдет на экраны.
Беседовала Татьяна Попова

01.05.2012
Поделиться статьей:
НОВИНКИ КИНОПРОКАТА
Анон
Anon
2017, 18+, Германия, Фантастика, Триллер, Экшен
Анон
Точка невозврата
High Wire Act
2018, 18+, США, Триллер, Боевик, Экшен
Точка невозврата
Лондонские поля
London Fields
2017, Великобритания, США, Триллер, Детектив, Криминал
Лондонские поля
Реинкарнация
Hereditary
2018, 18+, США, Ужасы, Драма, Детектив
Реинкарнация
За бортом
Overboard
2018, США, Мелодрама, Комедия
За бортом
Репродукция
Replicas
2017, 16+, США, Великобритания, Китай, Пуэрто-Рико, Фантастика, Триллер
Репродукция