В кадре Березка стояла
"РОЛАН" (№5 Июнь'2012)
Так уж сложилось, что впервые актриса Антонина Березка дебютировала в таком универсальном жанре, как мюзикл, а затем мелодичный голос вел ее по жизни и дальше: вслед за первым названием — «Обыкновенное чудо» — возникло и второе — «Звуки музыки». Однако Антонина — девушка серьезная и, несмотря на всю свою любовь к музыке, обрела желанную пристань в репертуарном театре Et Cetera, работу в котором не променяет ни на какие самые соблазнительные, однако преходящие, проекты. Изящная фактура и нежный голос вели ее, как путеводные звезды, вперед и привели, кстати, в анимацию. Режиссер Ольга Лопато была совершенно очарована голосом Березки и незамедлительно пригласила ее на роль лирической героини в мультипликационный проект «От винта».
- Антонина, насколько я знаю, это был ваш первый опыт работы в анимации. Как решали возникавшие проблемы?
- Наверное, самое первое, к чему было трудно привыкнуть — то, что не было готового образа мультипликационного персонажа, не было зрительной опоры. Я просто играла свою роль, произносила на разные лады текст сценария и все время искала вместе с режиссером новые интонационные варианты. Второе, что сбивало с толку, — отсутствие коллег, мне просто в наушники подавали реплики других персонажей или давали в записи фразы, произнесенные моим партнером. Камера была направлена на мое лицо, чтобы снимать мои эмоции, мою мимику. Я так поняла, что это каким-то образом ляжет в основу образа моей героини, а что получилось, я узнаю только на премьере. Это был для меня вообще первый опыт «озвучки» как таковой, так что я на все смотрела с огромным любопытством и восторгом первооткрывателя. И, поскольку не с чем было сравнивать, честно говоря, думала, что так все и должно быть. Это потом я узнала, что так мы работали именно потому, что это 3D. И знаете, я даже сейчас думаю, что, если бы изначально мне был дан какой-то рисованный персонаж, возможно, мне было бы труднее и уж точно не так интересно — просто подыгрывать картинке. А так мое творчество ничем не ограничивалось, можно было фантазировать безудержно, и режиссер это только поощряла, просила искать, искать еще и еще. Кстати, с исполнителем главной роли, Алексеем Франдетти, мы, что называется, пересеклись только на кастинге, когда нас посадили пройтись по сценарию и мы прошли несколько сцен. И больше мы с ним не виделись. Понимаете, как все странно?
- Вы студенткой попали в мюзикл «Обыкновенное чудо» — вас пригласили на роль принцессы, что дал вам этот опыт?
- Очень многое — и конкретные умения, навыки, которые можно наработать только на практике, выходя перед публикой, и жизненного опыта прибавилось, общения, взаимодействия с людьми, и в конечном счете это дало мне необходимую уверенность в себе. И так случилось, что режиссер по мультфильму «От винта», Ольга Лопато, увидела меня в этой роли, услышала мой голос и решила, что я ей подхожу, она сказала мне: «Вам даже играть ничего не надо! Вы просто говорите, вы и есть Молния!» (смеется).
- Но все же это не какое-то животное и не ребенок, чтобы представить себе, какие у него могут быть ужимки или манера говорить, это как-никак самолетик, вот как его сыграть?
- Да, меня это тоже немного смущало, вроде бы не от чего было отталкиваться. Но дело в том, что наши самолетики — живые существа, поэтому они переживают самые разные чувства, это не роботы, не машины, им присуща человечность, они наделены всеми качествами, которые соответствуют этому понятию. Кроме того, Ольга постоянно повторяла: «Ничего не играй! Просто говори так, как это для тебя органично», — и я ее слушалась.
- А это не было несколько занудно, все же вы привыкли к непосредственному, личному взаимодействию с партнерами, а не какому-то заочному?
- Ну, таковы были правила игры. И, представьте себе, мне понравилось. Вот это проговаривание на разные лады, когда режиссер или звукорежиссер просит попробовать десять отличающихся в каких-то нюансах вариаций одного и того же предложения. И у тебя начинается творческий процесс, когда ты настраиваешь свой голос, как музыкальный инструмент, и пробуешь, пробуешь, пробуешь. И так каждый раз. Крикни по-разному, заплачь, рассмейся, а потом из всего этого множества выбирается тот вариант, который покажется самым удачным, выигрышным для фильма.
- И сколько же по времени заняли ваши совместные поиски верных интонаций?
- Представляете, только два дня! Две рабочие смены — и роль была сыграна. Меня поблагодарили, заплатили гонорар и попрощались. А мне так было интересно послушать, что же в итоге получилось. Я даже звонила потом режиссеру, просила, нельзя ли мне проиграть, а еще лучше и показать все, что вышло. Но Ольга сказала: «Нет-нет-нет! Вот придешь на премьеру, вместе со всеми — все и узнаешь!»
- Какой вы видите аудиторию «От винта»?
- Я думаю, что это семейный мультик, на просмотре которого будет интересно всем. Потому что маленькие зрители будут воспринимать первый план текста, следить за сюжетной линией, а взрослые не один раз посмеются над игрой слов, над каким-то сленгом, над вторым смыслом. Хотя я вижу среди потенциальных зрителей нашего фильма и просто взрослых, без детей. Те, кто любит широкоформатную анимацию, да еще и озвученную нашими прекрасными актерами, среди которых и такие мастера, как Валентин Гафт, к примеру, или Александр Леньков, или Александр Ильин, получат большое удовольствие. Алексей Франдетти, Андрей Мерзликин, Александр Семчев, Александр Голованов — поклонники всех этих замечательных артистов, думаю, с интересом будут вслушиваться в звуки их голосов и радостно узнавать своих любимцев. По-моему, актеры там замечательно отвели душу, повеселились, «похулиганили», подурачились — все немного впали в детство. Но на то это и мультик, этот жанр возвращает нас к самим себе, настоящим. Я, например, посмотрела «Король Лев» в 3D — получила колоссальное удовольствие! Как это сделано, как выписано, выстроено, сыграно, спето — сплошной восторг.
- Просмотр мультиков взрослыми — своего рода мода, сейчас ведь их, пожалуй, в кинозалах на сеансах анимации побольше даже, чем детей?
- Может быть, и мода. Или, лучше сказать, ответ на вызовы нашего времени, такая, знаете, компенсация за неэмоциональность, сухость, которые характерны для отношений людей в мегаполисе. Анимация несет волшебство, приключения, сентиментальность, любовь — все то, чего нам так не хватает сейчас, особенно в Москве, в гуще всей этой бурной столичной суеты сует. Деньги-деньги, работа-работа, карьера-карьера! Таков рефрен наших будней. И, конечно, в кинозал люди приходят отдохнуть душой, развеяться и, может быть, вернуть себе хоть отчасти детскую непосредственность, и свежесть восприятия, и мечты, которые мы часто забываем. Я вот сейчас ловлю себя на том, что по мере своего взросления-становления я все дальше оказываюсь от себя, от наивной Тони, от своих «мечт», и это меня огорчает. Поэтому мультики я всегда смотрю, это своего рода терапия для меня, я будто перерождаюсь. Нужны, нужны мультфильмы, сказки, фантастические картины!
- Вы работает в театре Et Cetera, но ведь учились-то вы в Щукинском — отчего не пошли в Вахтанговский театр?
- Так получилось по причине моего участия в мюзикле: я просто не успела подготовить полноценную программу для показов (арии из мюзикла были не в счет), поэтому, когда я уже подготовилась по-настоящему, проходили показы в другие театры — так я оказалась в Et Cetera. Я очень благодарна Александру Александровичу Калягину за его отношение ко мне, за то, что он пошел навстречу, когда возник вопрос о моем участии в другом мюзикле — «Звуки музыки». Он разрешил мне там работать, при этом и в Et Cetera у меня очень интересная работа.
- А вам репертуарный театр нужен?
- Конечно! Это безумно интересно, я очень ценю ту стабильность, которую дает театр. Потому что даже самый прекрасный мюзикл не длится вечно, а репертуарный театр, тем более такой серьезный, профессиональный, как Et Cetera, дает артисту ощущение защищенности, востребованности и дарит возможность постоянного общения с публикой.
- Снимаетесь ли вы сейчас в кино или сериалах?
- Нет. Я даже на кастинги пока не хожу — слишком большая занятость в мюзикле и в Et Cetera, где недавно состоялась премьера спектакля «Моя Марусечка», который поставила Марина Брусникина. Там очень интересный прием — одну роль играют сразу четыре актрисы, я имею в виду не разные составы, нет, а просто различные аспекты характера, грани героини представляют разные артистки. Короче говоря, съемкам здесь просто уже не найдется места в графике. Но любой мюзикл когда-нибудь кончается, и вот тогда я подумаю о кино, обещаю. Но сериалы… Мне кажется, это не моя история. Не хочу сниматься в чем-то некачественном, сделанном на скорую руку, не хотелось бы, чтобы меня, мое лицо, имя ассоциировали с какой-то сериальной ролью, от этого потом очень трудно будет избавиться. Я мечтаю о каких-то исторических ролях, меня привлекают другие эпохи, в которых иначе чувствовали, говорили, одевались.
- «Моя Марусечка» — постановка, о которой вы упомянули, ее не назовешь коммерческой продукцией, чувствуете ли вы, что современному зрителю тяжеловато высиживать серьезные спектакли?
- Признаюсь, да. Люди предпочитают приходить в театр и отдыхать, отключаться от перенапряжения современной жизни. Все-таки мы все привыкли к динамичному видеоряду, у нас такое клиповое восприятие, это нельзя не учитывать. Сейчас, к сожалению, часто приходят и прямо на первом ряду сидят зрители, которые не слишком умеют себя вести, могут сидеть достаточно развязно, жуя жвачку. Они считают себя вправе так вести, поскольку заплатили деньги. И тем не менее этого зрителя тоже не хотелось бы разочаровывать. Нужно как-то учить, вкрадчиво образовывать его, предлагая все же не отключать мозги в театре или кинозале, но и как-то соучаствовать в происходящем. И здесь мы приходим к теме воспитания, к теме детского театра и кино. Если человек не получил соответствующего воспитания и образования в детстве, если ему не привили любви к искусству, не научили сопереживать и размышлять, этот пробел почти невозможно восполнить во взрослом состоянии. Я очень рада, что в театре Et Cetera дебютировала в роли принцессы в сказке «Королевская корова». Александр Александрович Калягин взял меня в театр именно благодаря моей фактуре и тому, что я пою, им нужна была принцесса, которая поет, это музыкальная история. Мне очень нравится играть в постановках для детей. Театры должны ставить детские спектакли, причем рассчитанные на самый разный возраст — чтобы все были охвачены: и малыши, и младшие школьники, и средние, и подростки, и юношество. Неправильно, когда в репертуаре прекрасных театров нет ни одного (ни одного!) названия детского произведения. И фильмы для детей надо снимать, и анимацию. Такую как «От винта» — добрую, светлую, душевную, с юмором и надеждой.
Лилит Гулакян