В кадре Березка стояла



        
"РОЛАН" (№5 Июнь'2012)

Так уж сложилось, что впервые актриса Антонина Березка дебютировала в таком универсальном жанре, как мюзикл, а затем мелодичный голос вел ее по жизни и дальше: вслед за первым названием — «Обыкновенное чудо» — возникло и второе — «Звуки музыки». Однако Антонина — девушка серьезная и, несмотря на всю свою любовь к музыке, обрела желанную пристань в репертуарном театре Et Cetera, работу в котором не променяет ни на какие самые соблазнительные, однако преходящие, проекты. Изящная фактура и нежный голос вели ее, как путеводные звезды, вперед и привели, кстати, в анимацию. Режиссер Ольга Лопато была совершенно очарована голосом Березки и незамедлительно пригласила ее на роль лирической героини в мультипликационный проект «От винта».

- Антонина, насколько я знаю, это был ваш первый опыт работы в анимации. Как решали возникавшие проблемы?
- Наверное, самое первое, к чему было трудно привыкнуть — то, что не было готового образа мультипликационного персонажа, не было зрительной опоры. Я просто играла свою роль, произносила на разные лады текст сценария и все время искала вместе с режиссером новые интонационные варианты. Второе, что сбивало с толку, — отсутствие коллег, мне просто в наушники подавали реплики других персонажей или давали в записи фразы, произнесенные моим партнером. Камера была направлена на мое лицо, чтобы снимать мои эмоции, мою мимику. Я так поняла, что это каким-то образом ляжет в основу образа моей героини, а что получилось, я узнаю только на премьере. Это был для меня вообще первый опыт «озвучки» как таковой, так что я на все смотрела с огромным любопытством и восторгом первооткрывателя. И, поскольку не с чем было сравнивать, честно говоря, думала, что так все и должно быть. Это потом я узнала, что так мы работали именно потому, что это 3D. И знаете, я даже сейчас думаю, что, если бы изначально мне был дан какой-то рисованный персонаж, возможно, мне было бы труднее и уж точно не так интересно — просто подыгрывать картинке. А так мое творчество ничем не ограничивалось, можно было фантазировать безудержно, и режиссер это только поощряла, просила искать, искать еще и еще. Кстати, с исполнителем главной роли, Алексеем Франдетти, мы, что называется, пересеклись только на кастинге, когда нас посадили пройтись по сценарию и мы прошли несколько сцен. И больше мы с ним не виделись. Понимаете, как все странно?

- Вы студенткой попали в мюзикл «Обыкновенное чудо» — вас пригласили на роль принцессы, что дал вам этот опыт?
- Очень многое — и конкретные умения, навыки, которые можно наработать только на практике, выходя перед публикой, и жизненного опыта прибавилось, общения, взаимодействия с людьми, и в конечном счете это дало мне необходимую уверенность в себе. И так случилось, что режиссер по мультфильму «От винта», Ольга Лопато, увидела меня в этой роли, услышала мой голос и решила, что я ей подхожу, она сказала мне: «Вам даже играть ничего не надо! Вы просто говорите, вы и есть Молния!» (смеется).

- Но все же это не какое-то животное и не ребенок, чтобы представить себе, какие у него могут быть ужимки или манера говорить, это как-никак самолетик, вот как его сыграть?
- Да, меня это тоже немного смущало, вроде бы не от чего было отталкиваться. Но дело в том, что наши самолетики — живые существа, поэтому они переживают самые разные чувства, это не роботы, не машины, им присуща человечность, они наделены всеми качествами, которые соответствуют этому понятию. Кроме того, Ольга постоянно повторяла: «Ничего не играй! Просто говори так, как это для тебя органично», — и я ее слушалась.

- А это не было несколько занудно, все же вы привыкли к непосредственному, личному взаимодействию с партнерами, а не какому-то заочному?
- Ну, таковы были правила игры. И, представьте себе, мне понравилось. Вот это проговаривание на разные лады, когда режиссер или звукорежиссер просит попробовать десять отличающихся в каких-то нюансах вариаций одного и того же предложения. И у тебя начинается творческий процесс, когда ты настраиваешь свой голос, как музыкальный инструмент, и пробуешь, пробуешь, пробуешь. И так каждый раз. Крикни по-разному, заплачь, рассмейся, а потом из всего этого множества выбирается тот вариант, который покажется самым удачным, выигрышным для фильма.

- И сколько же по времени заняли ваши совместные поиски верных интонаций?
- Представляете, только два дня! Две рабочие смены — и роль была сыграна. Меня поблагодарили, заплатили гонорар и попрощались. А мне так было интересно послушать, что же в итоге получилось. Я даже звонила потом режиссеру, просила, нельзя ли мне проиграть, а еще лучше и показать все, что вышло. Но Ольга сказала: «Нет-нет-нет! Вот придешь на премьеру, вместе со всеми — все и узнаешь!»

- Какой вы видите аудиторию «От винта»?
- Я думаю, что это семейный мультик, на просмотре которого будет интересно всем. Потому что маленькие зрители будут воспринимать первый план текста, следить за сюжетной линией, а взрослые не один раз посмеются над игрой слов, над каким-то сленгом, над вторым смыслом. Хотя я вижу среди потенциальных зрителей нашего фильма и просто взрослых, без детей. Те, кто любит широкоформатную анимацию, да еще и озвученную нашими прекрасными актерами, среди которых и такие мастера, как Валентин Гафт, к примеру, или Александр Леньков, или Александр Ильин, получат большое удовольствие. Алексей Франдетти, Андрей Мерзликин, Александр Семчев, Александр Голованов — поклонники всех этих замечательных артистов, думаю, с интересом будут вслушиваться в звуки их голосов и радостно узнавать своих любимцев. По-моему, актеры там замечательно отвели душу, повеселились, «похулиганили», подурачились — все немного впали в детство. Но на то это и мультик, этот жанр возвращает нас к самим себе, настоящим. Я, например, посмотрела «Король Лев» в 3D — получила колоссальное удовольствие! Как это сделано, как выписано, выстроено, сыграно, спето — сплошной восторг.

- Просмотр мультиков взрослыми — своего рода мода, сейчас ведь их, пожалуй, в кинозалах на сеансах анимации побольше даже, чем детей?
- Может быть, и мода. Или, лучше сказать, ответ на вызовы нашего времени, такая, знаете, компенсация за неэмоциональность, сухость, которые характерны для отношений людей в мегаполисе. Анимация несет волшебство, приключения, сентиментальность, любовь — все то, чего нам так не хватает сейчас, особенно в Москве, в гуще всей этой бурной столичной суеты сует. Деньги-деньги, работа-работа, карьера-карьера! Таков рефрен наших будней. И, конечно, в кинозал люди приходят отдохнуть душой, развеяться и, может быть, вернуть себе хоть отчасти детскую непосредственность, и свежесть восприятия, и мечты, которые мы часто забываем. Я вот сейчас ловлю себя на том, что по мере своего взросления-становления я все дальше оказываюсь от себя, от наивной Тони, от своих «мечт», и это меня огорчает. Поэтому мультики я всегда смотрю, это своего рода терапия для меня, я будто перерождаюсь. Нужны, нужны мультфильмы, сказки, фантастические картины!

- Вы работает в театре Et Cetera, но ведь учились-то вы в Щукинском — отчего не пошли в Вахтанговский театр?
- Так получилось по причине моего участия в мюзикле: я просто не успела подготовить полноценную программу для показов (арии из мюзикла были не в счет), поэтому, когда я уже подготовилась по-настоящему, проходили показы в другие театры — так я оказалась в Et Cetera. Я очень благодарна Александру Александровичу Калягину за его отношение ко мне, за то, что он пошел навстречу, когда возник вопрос о моем участии в другом мюзикле — «Звуки музыки». Он разрешил мне там работать, при этом и в Et Cetera у меня очень интересная работа.

- А вам репертуарный театр нужен?
- Конечно! Это безумно интересно, я очень ценю ту стабильность, которую дает театр. Потому что даже самый прекрасный мюзикл не длится вечно, а репертуарный театр, тем более такой серьезный, профессиональный, как Et Cetera, дает артисту ощущение защищенности, востребованности и дарит возможность постоянного общения с публикой.

- Снимаетесь ли вы сейчас в кино или сериалах?
- Нет. Я даже на кастинги пока не хожу — слишком большая занятость в мюзикле и в Et Cetera, где недавно состоялась премьера спектакля «Моя Марусечка», который поставила Марина Брусникина. Там очень интересный прием — одну роль играют сразу четыре актрисы, я имею в виду не разные составы, нет, а просто различные аспекты характера, грани героини представляют разные артистки. Короче говоря, съемкам здесь просто уже не найдется места в графике. Но любой мюзикл когда-нибудь кончается, и вот тогда я подумаю о кино, обещаю. Но сериалы… Мне кажется, это не моя история. Не хочу сниматься в чем-то некачественном, сделанном на скорую руку, не хотелось бы, чтобы меня, мое лицо, имя ассоциировали с какой-то сериальной ролью, от этого потом очень трудно будет избавиться. Я мечтаю о каких-то исторических ролях, меня привлекают другие эпохи, в которых иначе чувствовали, говорили, одевались.

- «Моя Марусечка» — постановка, о которой вы упомянули, ее не назовешь коммерческой продукцией, чувствуете ли вы, что современному зрителю тяжеловато высиживать серьезные спектакли?
- Признаюсь, да. Люди предпочитают приходить в театр и отдыхать, отключаться от перенапряжения современной жизни. Все-таки мы все привыкли к динамичному видеоряду, у нас такое клиповое восприятие, это нельзя не учитывать. Сейчас, к сожалению, часто приходят и прямо на первом ряду сидят зрители, которые не слишком умеют себя вести, могут сидеть достаточно развязно, жуя жвачку. Они считают себя вправе так вести, поскольку заплатили деньги. И тем не менее этого зрителя тоже не хотелось бы разочаровывать. Нужно как-то учить, вкрадчиво образовывать его, предлагая все же не отключать мозги в театре или кинозале, но и как-то соучаствовать в происходящем. И здесь мы приходим к теме воспитания, к теме детского театра и кино. Если человек не получил соответствующего воспитания и образования в детстве, если ему не привили любви к искусству, не научили сопереживать и размышлять, этот пробел почти невозможно восполнить во взрослом состоянии. Я очень рада, что в театре Et Cetera дебютировала в роли принцессы в сказке «Королевская корова». Александр Александрович Калягин взял меня в театр именно благодаря моей фактуре и тому, что я пою, им нужна была принцесса, которая поет, это музыкальная история. Мне очень нравится играть в постановках для детей. Театры должны ставить детские спектакли, причем рассчитанные на самый разный возраст — чтобы все были охвачены: и малыши, и младшие школьники, и средние, и подростки, и юношество. Неправильно, когда в репертуаре прекрасных театров нет ни одного (ни одного!) названия детского произведения. И фильмы для детей надо снимать, и анимацию. Такую как «От винта»  — добрую, светлую, душевную, с юмором и надеждой.

Лилит Гулакян

01.07.2012
Поделиться статьей:
НОВИНКИ КИНОПРОКАТА
По половому признаку
On the Basis of Sex
2018, США, Драма, Биография
По половому признаку
Пляжный бездельник
Beach Bum, The
2018, США, Комедия
Пляжный бездельник
Джуди
Judy
2018, Великобритания, Биография
Джуди
Dreamland
Dreamland
2018, США, Триллер, Драма
Dreamland
Выбор Фредерика Фитцелла
Education of Frederick Fitzel, The
2019, Канада, Триллер
Выбор Фредерика Фитцелла
Свадебный год
Wedding Year, The
2019, США, Комедия
Свадебный год Wedding Year, The