«БИЛЕТ НА VEGA$»: ПУТЕШЕСТВИЕ БУДЕТ ПРИЯТНЫМ
("РОЛАН" №1 Январь'2013)
Наталья Ноздрина активно снимается в кино и в телепроектах, играет в интересных театральных постановках — в Театре наций и в Другом театре. Она способна быть разной и свободно проявляет себя в широком диапазоне от драматических и даже трагических ролей до абсолютно комедийных. Вот и «Билет на Vega$» вновь раскроет зрителям ее комический потенциал. Актриса с удовольствием окунулась в предложенный ей создателями картины образ, на этот раз ее героиня — практически легенда, та самая блондинка, о которой сложено в народе столько анекдотов. И в «Билете на Vega$» Наталья Ноздрина представит свою версию этого непотопляемого персонажа — гламурную, кокетливую, но вполне с головой.
- Наташа, это вы намеренно искали комедийный материал или роль в картине «Билет на Vega$» сама нашла вас?
- Я просто участвовала в кастинге — это обычные актерские будни, но ничего бы не случилось и этой роли не было бы в моей жизни, если бы не одно обстоятельство — в меня поверил режиссер. У нас в России не очень любят совершать какие-то манипуляции, чтобы приблизить артиста к нужному типажу, всем легче просто найти, к примеру, именно такую девушку, как указано в сценарии, что называется, готовенький визуальный образ — ей вроде и играть ничего не надо. А то, что, может быть, по-актерски она не так соответствует сути этого персонажа, мало кого волнует. Так вот, я пришла на пробы внешне совсем другой, нежели того требовала данная роль: в тот момент я была брюнеткой, в то время как по сценарию моя предполагаемая героиня — блондинка во всех смыслах этого слова, причем такая, знаете ли, гламурная. И я очень благодарна режиссеру Гору Киракосяну, что он разглядел во мне этот персонаж. Кстати, если уж совсем по порядку рассказывать, то пробовалась-то я изначально на другую героиню — Лизу. Режиссер посмотрел на меня, посмотрел и стал рассказывать про второй женский образ — Олесю, и потом мы попробовали несколько сцен с ее текстом. В отличие от Лизы, которая скорее именно героиня, с сильным характером, Олеся — это острохарактерный персонаж. Мне это было очень интересно, но перекрашиваться для роли, честно говоря, было страшновато. В последний раз я была блондинкой, когда приехала в Москву поступать на актерский, кстати, тогда я поступила сразу же. И повторение этого опыта перекрашивания в блондинку вторично принесло мне удачу. Конечно, актерское перевоплощение — это сложный механизм, но для меня перемена цвета волос стала катализатором этой реакции. Все, что я планировала сыграть, предощущала каким-то своим чутьем, вдруг обрело окончательное воплощение и полностью оформилось. Я стала кокетливой, смешливой, у меня и смех изменился, стал каким-то странным, и розовый цвет мне стал нравиться. Причем эти перемены закрепились за мной и вне кадра. Такое впечатление, что вместе с краской для волос я получила инъекцию другой личности. (Смеется.) Все-таки блондинка — это прямо какое-то иное мировоззрение, и окружающие тебя воспринимают по-другому.
- Небольшой экскурс в прошлое. А вы откуда приехали в столицу?
- Из очень маленького города Вятские Поляны, что на реке Вятке, это Кировская область. В 2002 году приехала оттуда в Москву в первый раз в шестнадцать лет — сразу после школы. На первых порах я была не одна, со мной была еще подруга, которая собиралась стать балериной. И вот мы остановилась у подруги бабушки этой моей подружки — в Митино. Такая сложная цепочка. Помню, на меня обескураживающее впечатление произвело московское метро, никак не могла начать в нем свободно ориентироваться, меня подавляли расстояния и масштабы всего, безумное количество народу на станциях и эскалаторах, на лестничных переходах и в вагонах. После нашего уютного городка, где все друг друга знают, здесь было на редкость неуютно и неласково. Но меня грела моя мечта о сцене. Тут следует оговориться, что родители мои были против моих планов: папа мой — милиционер, он хотел, чтобы я была прокурором, а мама у меня до сих пор работает воспитателем-методистом в детском садике и в какой-то момент захотела, чтобы я стала логопедом. Но я пошла наперекор их воле, потому что с детства участвовала в самых разных концертах, утренниках, постановках, елочках, КВН, конкурсах, играла на баяне — в общем, вовсю занималась творческим самовыражением. Родители меня, как могли, отговаривали, но я была тверда. Им тогда казалось, что в Москве все за деньги. Я тоже в глубине души так считала и ехала просто наудачу, но выяснилось, что можно поступить и такой девчонке, какой была я, — без связей, без опыта и серьезной подготовки. Что-то во мне разглядели мои будущие педагоги, за что им огромное спасибо. Я поступила в ГИТИС, на курс Олега Григорьевича Кудряшова — я считаю, что это просто лучшая мастерская! Училась с огромным энтузиазмом, меня не расстраивало даже то, что вначале места в общежитии для меня не нашлось, и я первое время жила у одной своей однокурсницы. Потом, слава Богу, этот вопрос разрешился, и меня поселили в театральной общаге.
- Да, в Москве ведь нет обычной для европейских стран градации отелей, все слишком дорого, нет доступных цен: у нас так — либо ты живешь в гостинице класса luxury, либо…
- …Либо на вокзале! И у меня был такой опыт — ночевала на вокзале, было дело.
- Да, впору снимать кино о вас.
- Еще рано! (Смеется.)
- В студенческие годы многим будущим актерам педагоги сообщают, какое у них амплуа, и периодически дают схожие роли. У вас было такое — чтобы навесили некий ярлык?
- К счастью, нет. Правда, непосредственно после поступления мне говорили, что я характерная актриса, моя сущность бросалась в глаза. Но на протяжении учебы давали и другие роли. У нас всегда было право выбора, наши прекрасные педагоги не ограничивали нас, и ни о каких ярлыках не было и речи. Помню, одним из дипломных спектаклей была трагедия Еврипида «Троянки», в которой я исполняла роль Кассандры. У меня там была сцена, где я играла обнаженная — за эту роль я получила премию «Золотой лист» как лучшая выпускница 2006 года. Сейчас вспоминаю и поражаюсь — как у меня хватило смелости! Но я была вдохновлена этой драматургией, горела ею. А возвращаясь к вопросу об амплуа, должна сказать, что есть у меня следующая особенность: я из любого персонажа могу извлечь на поверхность острохарактерность, и голубую героиню все равно сделаю такой, с перчинкой. И моя Олеся из «Билета на Vega$» не размазня: в чем-то она, конечно, классическая блондинка из анекдотов, но в критических ситуациях способна принять решение за всю компанию героев картины. У нее, безусловно, сильный характер, есть стержень, сила воли.
- Во время съемок «Билета на Vega$» вы выезжали в США. Путешествия, деловые поездки творческих личностей, собранных в шумную компанию, — это, как правило, сам по себе повод снять еще одну комедию. Не происходило ли с вами и вашими коллегами что-то смешное за рамками сценария?
- Не без этого. Например, когда мы впервые посетили Лас-Вегас (знаменитый «город греха», как его называют) и въехали на машине на его главную улицу, создатели картины намеренно снимали все наши восторженные реакции, чтобы потом вставить в кино. Так все и вошло в фильм, все наши вопли, визги, вздохи, причитания — все-все! Конечно, и у нас есть неоновые вывески и небоскребы, но совсем немного, а там все это невероятно сконцентрировано, и еще очень много людей в праздничном расположении духа. Вегас — это вечный праздник: иллюминация, гуляющие, веселящиеся люди. Там просто можно потеряться во времени, что со мной и случилось в последний вечер. Мы в эту поездку увидели очень много необычного: снимали в настоящей пустыне — потрясающие виды, были в Солт-Лейк-Сити, это штат Юта.
- Вотчина мормонов.
- Вот-вот. А еще мы с упоением гуляли по Нью-Йорку, куда вылетели из Солт-Лейк-Сити, любовались его видами — у нас было всего восемь часов перед рейсом. Посмотрели Манхэттен, который тоже совершенно поражает воображение, когда ты идешь по нему и видишь все это воочию: все эти потоки машин, людей, невероятно высокие здания.
- А не придавливает вся эта высотная архитектура к земле, не возникает от нее чувство дискомфорта?
- Нет, наоборот! По крайней мере, у меня там крылья выросли, я даже говорить ни с кем не хотела: ходила и впитывала в себя эмоции, впечатления, настроения другого города, иного мира — это было как на другой планете. В общем, загулялись мы все настолько, что опоздали на свой рейс в Москву! Правда, дело не столько в нашей беспечности, сколько в том, что мы по своей неопытности, неосведомленности неправильно рас-считали время. Оказывается, в Нью-Йорке очень неудобная и непривычная для нас система терминалов аэропорта Кеннеди: от одного до другого добраться можно только на метро, на специальной электричке, и там, в этой подземке, бывают пробки. По дороге туда они отсутствовали, движение было свободное, и мы никак не предполагали, что попадем в такую ловушку. То есть наши вещи были в одном терминале, а вылетать надо было с другого. Так мы, своей компанией из шести человек, артисты плюс наша палочка-выручалочка — креативный продюсер Женя Айвазян, — и опоздали, перевозя свой багаж из первого терминала в четвертый. Ну, потом все проблемы решили, мы сняли гостиницу и позже вылетели другим рейсом, при этом мы несильно расстроились, скорее было смешно, весело. Я там такие смешанные чувства испытывала постоянно: с одной стороны, безумно интересно узнавать новую страну, с другой — под конец уже очень хотелось домой, соскучилась.
- Как, на ваш взгляд, удалось соединить в картине «Билет на Vega$» столь разные кинематографические школы, как российская и американская, ведь мог получиться и неказистый гибрид?
- Поверьте, этого не случилось. Я считаю, что все совместилось на редкость удачно и гармонично. Наши сценаристы, продюсеры, русские характеры персонажей, но при этом — абсолютно универсальный сюжет, воплотили все это наши актеры и американская съемочная команда, возглавляемая их режиссером. Я уже видела фильм на пресс-показе, и мне все очень понравилось.
Смотрится на одном дыхании, смешно, весело, великолепная работа оператора, прекрасный монтаж — очень современная картинка (это то, в чем, увы, часто мы проигрываем). Так вот, сейчас получилось следующее: интересное содержание облечено в такую «вкусную» форму. Но все равно я считаю, что у нас картина больше русская получилась, она своя, она про нас, там наш юмор, и при этом она избавлена от такой общей для современных отечественных фильмов беды, как проблема с монтажом. Мне кажется, у нас очень многие российские кинопроекты страдают таким недостатком, а монтаж — это одна из самых важных вещей в кино, от него зависят все эмоциональные и смысловые акценты, темп действия, энергетика кинодраматургии. Можно наснимать кучу отличного материала, но загубить его непрофессиональным монтажом. Монтаж — это проблема номер один в современном российском кино. Однако в «Билете на Vega$» она была решена — блестяще! Так что зрителям на премьере остается только получать удовольствие и смеяться, смеяться, смеяться, как и должно быть на настоящей комедии и как смеялась я во время просмотра.
- Кстати, о смехе. Наташа, вы такая живая, непосредственная, подозреваю, что и смешливая. Вас легко «расколоть»? Случалось ли, что на сцене вас нечто так развеселило, что вы не могли найти в себе сил сдерживать смех?
- Ох, случалось, вот недавно совсем, кстати, было. Причем (уж не знаю, к счастью или к несчастью) я не одна смеялась. Это произошло на спектакле «Рассказы Шукшина» — в Театре наций. Посыпались все восемь человек актеров, включая Евгения Миронова и Чулпан Хаматову, — цепная реакция!
- А с чего началось-то?
- Да, в общем, ни с того ни с сего, ерунда какая-то, смешинка в рот попала: кто-то оговорился, перепутал текст, другой неловко поднял руку, задел коллегу сумкой по голове и так далее — просто все такие несуразности пришлись на один из рассказов спектакля, и общее количество огрехов перешло в качество. Эффект взрывной — народные артисты и те не выдержали, и впервые в жизни я сдалась. Зрители все поняли и тоже с нами посмеялись. А потом все пошло своим чередом — мы продолжили спектакль.
- И возвращаясь к кинокомедии «Билет на Vega$», хотела бы спросить — какое напутствие вы могли бы дать его будущим зрителям?
- С удовольствием, но начну я со своих впечатлений от этой работы. У меня прекрасные воспоминания о съемочном процессе, когда все делалось с огромным вниманием к актерам, с желанием создать для них максимально комфортные условия для творчества. Все было очень четко, строго по расписанию, ни одна минута не пропала даром, наш съемочный день был организован так, словно и с погодой заранее договорились: в нужное мгновение в кадре выходило солнце, а когда надо — оно уходило в тень. И результат наших общих усилий меня не только не разочаровал, но и, наоборот, обрадовал. Единственная проблема — после такого опыта ко всему подхожу уже, что называется, с высокой планкой. Не хочу ее снижать, не могу сниматься в чем-то не столь профессиональном. Хочу, чтобы мои творческие будни состояли из таких праздников, каким стал для всех наших актеров «Билет на Vega$»! А теперь обещанное напутствие. Уверена, что и у зрителей комедии «Билет на Vega$» этот праздник случится…
Беседовала Лилит Гулакян