СТРАСТИ ДОН ЖУАНА: заблудшие в Нью-Джерси



("РОЛАН" №7 Сентябрь'2013)

На экранах — давно ожидаемая новинка проката, режиссерский дебют Джозефа Гордона-Левитта «Страсти Дон Жуана» — фильм, который стоит расценивать как очередной интригующий проект мегапопулярного обитателя голливудского олимпа. Впрочем, сам виновник торжества относится к своему детищу, да и вообще ко всему, что делает, с завидной легкостью.
Ироничная усмешка Джозефа Гордона-Левитта стала его фирменным знаком, его открытость и самоирония — стилем поведения во время интервью и встреч с поклонниками. Далеко не все голливудские звезды так зримо наслаждаются и так щедро используют свою популярность.


Международный мультимедийный проект Джозефа Гордона-Левитта hitrecord.org — не промоушен-приложение к твиттеру кино-звезды, а реально действующая онлайн-студия масштаба мирового интернета, любимейшее, похоже, детище Гордона. С недавних пор Левитт нашел новое применение потоку талантливых короткометражек, музыкальных видео- и арт-проектов — он объявил о скором выходе его мультимедийного проекта на телеэкраны Америки в еженедельном тв-шоу. Но главное — Джозеф не стоит на месте и как кинематографист: потренировавшись на вычурно- иронических, полумультипликационных короткометражках в рамках своего интернет-проекта, Гордон-Левитт выпускает в прокат фильм-«серьезное мужское предостережение» — «Страсти Дон Жуана».


Режиссерский дебют Гордона-Левитта был тепло принят прессой на ежегодном кинофестивале независимого кино в Санденсе, где он, похоже, знает все выходы и входы и давно «свой человек». Но причина успеха у критиков не столько в харизме Гордона, над которой даже не хочется подтрунивать, и не только в его удивительном актерском даре, который он проявил и в «…Дон Жуане», сыграв главного героя по имени Дон. И даже не в красотке Скарлетт Йоханссон, обаятельные актерские находки которой редко нарываются на критику даже самых отпетых синефилов. Причина успеха картины Гордона-Левитта «Страсти Дон Жуана» кроется в ее откровенных достоинствах, к которым относится остроумный сценарий с кучей смешных диалогов и сцен, а также отточенный визуализм, адекватно передающий бешеный темп жизни парня из народа, каким предстает герой Гордона-Левитта, современный Дон Жуан. Но главное достоинство фильма — это, как ни странно, его философско-эстетическое новаторство и удачная метафора образа вечного героя-любовника, прочтенная Гордоном по-новому, современно и актуально.
Итак, Дон Мартелло (Левитт) — что называется, просто парень из Нью-Джерси. Тачки, спорт, физическая культура, семья, даже Церковь — все, кажется, есть в этой на первый взгляд полной, привлекательной и даже яркой жизни. Однако небольшой изъян, причем абсолютно соответствующий донжуановской тематике картины, присутствует. Дон Мартелло — порнозависимый тип, возведший свою постыдную тайну в культ «невозможной красавицы».

Гламурный разврат современной порноиндустрии завысил планку восприятия у Дона настолько, что ни одна из реальных подруг и случайных знакомиц не могут выдержать соперничества с вечно ускользающим, виртуально доступным идеалом. Где волосок, где прыщик, где коварный целлюлит, где лишний киллограмчик — любая мелочь способна отпугнуть изнеженное вычищенным, идеализированным развратом порнографии мужское начало Дона, оттолкнуть его от очередной подружки, которая на взгляд обычного парня — очень ничего себе. Дон не разменивается по пустякам — он ищет, алчет и ждет идеала, вращаясь в ритме города, совершенствуя мускулы, управляя агрессивным родстером и попивая пивко с не слишком далекими дружками. И вот судьба сводит Дона с идеалом в лице (а также других частях тела, что немаловажно) Барбары (Йоханссон), которая хороша и привлекательна, как порнозвезда, при этом обаятельна и мила, как девушка, которую можно показать родителям, такому же мачо-отцу (Тони Данза) и идеальной домохозяйке-матери (Бри Ларсен). Но с живым идеалом не так просто, как с виртуальной распутницей — включил-выключил. Барбара не спешит прыгать в кровать к тренированному красавцу, настаивает на том, что Дону нужно тренировать не только тело, но и ум. А Барбара тем временем застигает Дона за привычным «ночным сеансом»... При всей своей сексапильности и привлекательности, Барбара ненавидит порно и считает это болезнью. Возможен ли союз закоренелого эротомана и «целомудренной» красотки? Дилемма не слишком типичная для голливудского кино, но вполне в духе странных, глубоко психологичных киноролей Джозефа Гордона-Левитта.
«Страсти Дон Жуана» не зря ассоциируется с недавним фильмом «Стыд» Стива МакКуина с утонченным Майклом Фассбендером в роли героя, неспособного наладить связь с реальностью. Конечно, «…Дон Жуан» Левитта — больше комедия, чем драма, но бездна отчаяния и возможность исцеления даже самых сложных и запущенных маний и зависимостей любовью и прощением одинаково раскрываются в обоих фильмах. В «Стыде» — через сложные, глубокие отношения героя с сестрой в исполнении Карри Малиган, в «Страстях Дон Жуана» — образами, как ни странно, религиозными и семейными, пусть немного утрированными, поданными комически и почти условно, но все же наводящими на мысль о Прообразе, в чьей любви — избавление и спасение падших, заблудших и по-детски наивных путников мира страстей.

Станислав Бенецкий

30.11.-0001
Поделиться статьей: