СТРАСТИ ДОН ЖУАНА: заблудшие в Нью-Джерси



("РОЛАН" №7 Сентябрь'2013)

На экранах — давно ожидаемая новинка проката, режиссерский дебют Джозефа Гордона-Левитта «Страсти Дон Жуана» — фильм, который стоит расценивать как очередной интригующий проект мегапопулярного обитателя голливудского олимпа. Впрочем, сам виновник торжества относится к своему детищу, да и вообще ко всему, что делает, с завидной легкостью.
Ироничная усмешка Джозефа Гордона-Левитта стала его фирменным знаком, его открытость и самоирония — стилем поведения во время интервью и встреч с поклонниками. Далеко не все голливудские звезды так зримо наслаждаются и так щедро используют свою популярность.


Международный мультимедийный проект Джозефа Гордона-Левитта hitrecord.org — не промоушен-приложение к твиттеру кино-звезды, а реально действующая онлайн-студия масштаба мирового интернета, любимейшее, похоже, детище Гордона. С недавних пор Левитт нашел новое применение потоку талантливых короткометражек, музыкальных видео- и арт-проектов — он объявил о скором выходе его мультимедийного проекта на телеэкраны Америки в еженедельном тв-шоу. Но главное — Джозеф не стоит на месте и как кинематографист: потренировавшись на вычурно- иронических, полумультипликационных короткометражках в рамках своего интернет-проекта, Гордон-Левитт выпускает в прокат фильм-«серьезное мужское предостережение» — «Страсти Дон Жуана».


Режиссерский дебют Гордона-Левитта был тепло принят прессой на ежегодном кинофестивале независимого кино в Санденсе, где он, похоже, знает все выходы и входы и давно «свой человек». Но причина успеха у критиков не столько в харизме Гордона, над которой даже не хочется подтрунивать, и не только в его удивительном актерском даре, который он проявил и в «…Дон Жуане», сыграв главного героя по имени Дон. И даже не в красотке Скарлетт Йоханссон, обаятельные актерские находки которой редко нарываются на критику даже самых отпетых синефилов. Причина успеха картины Гордона-Левитта «Страсти Дон Жуана» кроется в ее откровенных достоинствах, к которым относится остроумный сценарий с кучей смешных диалогов и сцен, а также отточенный визуализм, адекватно передающий бешеный темп жизни парня из народа, каким предстает герой Гордона-Левитта, современный Дон Жуан. Но главное достоинство фильма — это, как ни странно, его философско-эстетическое новаторство и удачная метафора образа вечного героя-любовника, прочтенная Гордоном по-новому, современно и актуально.
Итак, Дон Мартелло (Левитт) — что называется, просто парень из Нью-Джерси. Тачки, спорт, физическая культура, семья, даже Церковь — все, кажется, есть в этой на первый взгляд полной, привлекательной и даже яркой жизни. Однако небольшой изъян, причем абсолютно соответствующий донжуановской тематике картины, присутствует. Дон Мартелло — порнозависимый тип, возведший свою постыдную тайну в культ «невозможной красавицы».

Гламурный разврат современной порноиндустрии завысил планку восприятия у Дона настолько, что ни одна из реальных подруг и случайных знакомиц не могут выдержать соперничества с вечно ускользающим, виртуально доступным идеалом. Где волосок, где прыщик, где коварный целлюлит, где лишний киллограмчик — любая мелочь способна отпугнуть изнеженное вычищенным, идеализированным развратом порнографии мужское начало Дона, оттолкнуть его от очередной подружки, которая на взгляд обычного парня — очень ничего себе. Дон не разменивается по пустякам — он ищет, алчет и ждет идеала, вращаясь в ритме города, совершенствуя мускулы, управляя агрессивным родстером и попивая пивко с не слишком далекими дружками. И вот судьба сводит Дона с идеалом в лице (а также других частях тела, что немаловажно) Барбары (Йоханссон), которая хороша и привлекательна, как порнозвезда, при этом обаятельна и мила, как девушка, которую можно показать родителям, такому же мачо-отцу (Тони Данза) и идеальной домохозяйке-матери (Бри Ларсен). Но с живым идеалом не так просто, как с виртуальной распутницей — включил-выключил. Барбара не спешит прыгать в кровать к тренированному красавцу, настаивает на том, что Дону нужно тренировать не только тело, но и ум. А Барбара тем временем застигает Дона за привычным «ночным сеансом»... При всей своей сексапильности и привлекательности, Барбара ненавидит порно и считает это болезнью. Возможен ли союз закоренелого эротомана и «целомудренной» красотки? Дилемма не слишком типичная для голливудского кино, но вполне в духе странных, глубоко психологичных киноролей Джозефа Гордона-Левитта.
«Страсти Дон Жуана» не зря ассоциируется с недавним фильмом «Стыд» Стива МакКуина с утонченным Майклом Фассбендером в роли героя, неспособного наладить связь с реальностью. Конечно, «…Дон Жуан» Левитта — больше комедия, чем драма, но бездна отчаяния и возможность исцеления даже самых сложных и запущенных маний и зависимостей любовью и прощением одинаково раскрываются в обоих фильмах. В «Стыде» — через сложные, глубокие отношения героя с сестрой в исполнении Карри Малиган, в «Страстях Дон Жуана» — образами, как ни странно, религиозными и семейными, пусть немного утрированными, поданными комически и почти условно, но все же наводящими на мысль о Прообразе, в чьей любви — избавление и спасение падших, заблудших и по-детски наивных путников мира страстей.

Станислав Бенецкий

30.11.-0001
Поделиться статьей:
НОВИНКИ КИНОПРОКАТА
Галвестон
Galveston
2018, США, Боевик, Триллер, Драма, Криминал
Галвестон
Голубая игуана
Blue Iguana
2017, Великобритания, Триллер, Комедия
Голубая игуана
По половому признаку
On the Basis of Sex
2018, США, Драма, Биография
По половому признаку
Книжный клуб
Book Club
2018, 16+, США, Комедия
Книжный клуб
Талли
Tully
2017, 18+, США, Комедия
Талли
Зло
Malicious
2017, 18+, США, Ужасы, Триллер
Зло