ШАМИЛЬ ХАМАТОВ: СТАРТАП - ИСТОРИЯ ПОКОЛЕНИЯ
("РОЛАН" №8 Октябрь'2013)
- «Стартап» — что это?
- Первый российский кинопроект про интернет, про компьютерные технологии. Мне хотелось, конечно, окунуться в эту атмосферу IT-мира, потому что он до сих пор остается совершенно интересной, до конца не раскрытой, очень молодой, энергичной для современной России отраслью. Заинтересовал сценарий Дмитрия Соболева. Было интересно, как из этой интеллектуальной истории может получиться жанровое кино. И, кажется, я не ошибся, потому что идея действительно превратилась в драйвовую, энергичную историю целого поколения.
- Да, события происходят в области развития, становления IT-технологий, но ведь главное — люди, как и всегда в кино, в театре… Кто он, ваш герой?
- Конечно, всегда человек, его характер, личность — самое главное в любой истории, фильме, спектакле. Мой Сева — сложный персонаж. Если главный герой, Борис, которого играет Евгений Ткачук, — человек абсолютно компьютерный, ему интересно находить решения в пространстве алгоритмов и программных задач, то мой герой, по сути, маркетолог, он человек, который готов всячески продвигать продукт, над которым они работают, при этом он обладает чутьем, готов идти на риск. Он в большей степени бизнесмен, отсюда его острота, напор, в хорошем смысле даже наглость, с которой он идет к достижению цели.
- Кажется, такие умники, как Борис, ничего бы и не могли сделать в этой жизни, если бы не такие люди, как ваш герой, поколение которых выросло за последние 20 лет…
- Да, они друг друга дополняют, гармонично сосуществуют…
- То есть в их отношениях нет понятия «первый-второй»…
- Нет, их отношения основаны на их особенностях, они друг друга понимают. И интересно, что каждый из них в принятии какого-то решения, бывает, оказывается на шаг впереди другого, и в этом тоже кайф этой истории.
- Такое счастье партнерства, когда оно складывается между людьми. Бывает, из него вырастают большие проекты… Вы человек молодой, в 90-е были еще ребенком, наверное, не помните то время, когда каждый день открывались новые фирмы, ассоциации, корпорации, а потом многие из них так же быстро исчезали. По вашим ощущениям, что изменилось в пространственно-временном отношении в России за эти годы?
- Да, 90-е я почти не помню. Что изменилось? Малиновых пиджаков стало меньше. (Смеется.) Наверное, 90-е — период становления, преодоления, преодоления не только себя, но и пространства. Если сейчас IT-область у нас набрала обороты, то в 90-е мало кто слышал об этом, все кончалось на уровне
(у нас был такой эпизод в фильме) продажи клавиатуры, изготовления самодельных компьютеров, люди сидели в общагах, что-то паяли… 90-е — определенный уровень товарно-денежных отношений к производству чего-то своего. О высоких компьютерных технологиях не мечтали, пытались просто выживать, заявить о себе…
- Вы много работаете в театре, а в кино не так много ролей, — видимо, вы подходите к проектам слишком избирательно... И все же, кто он, герой нашего времени?
- Сложный вопрос. Наши продюсеры и режиссеры не могут на него ответить…
- Быть может, это как раз люди, подобные вашим героям, которые выводят Россию на новые уровни?
- Если честно, мне так не кажется. Скорее, это касается личностных качеств какого-то героя, артиста. Не зря Сережа Бодров был героем 90-х, и он им стал не только из-за того, что он сыграл Данилу в «Брате». Это был человек, который был необходим тогда, в то сложное время, когда было ничего не понятно, и вдруг появляется добрый, честный, искренний человек, расставляет все точки над i и прямо говорит о том, что такое на самом деле жизнь. Сейчас, мне кажется, очень сложно найти такого человека, потому что все мы существуем в бешеном ритме, меняется все каждую минуту, и мир целиком меняется постоянно, и пространство, которое окружает каждого из нас. Думал об этом, но не могу сказать — кто он, герой нашего времени…
- Вы сейчас торопитесь в театр… Репетируете что-то новое?
- Да, мы репетируем «Золушку», где я играю лесничего. Это будет первый детский спектакль в театре, а на самом деле детско-взрослый, и очень хочется, чтобы все получилось. Пьеса Шварца, прекрасный материал. Хотелось бы попробовать приостановить это время и вернуть зрителей — взрослых и маленьких — в детство, в сказку, в мир чистых эмоций…
Беседовала Алиса Струкова