ПАРКЛЭНД
("РОЛАН" №8 Октябрь'2013)
Фильм-участник конкурсной программы международного кинофестиваля в Венеции. Продюсерский проект Тома Хэнкса. Драма человеческих взаимоотношений, которая разворачивается вокруг убийства президента Джона Кеннеди. В главной роли — новый кумир молодежи «Счастливчик» Зак Эфрон. Вместе с ним в фильме играют обладатели премии «Оскар» Марша Гей Харден, Билли Боб Торнтон — звезды.
Судьбы сплетенье
Парклэнд — название госпиталя в Далласе, куда 22 ноября 1963 года доставили раненого президента Кеннеди после покушения Ли Харви Освальда. Но авторов фильма волнует не столько хронология развития событий, сколько диалектика истории, фатум, рок, который сплетает судьбы людей в этом сложном мире. Кеннеди и Освальда связала не только пуля на дороге в Далласе, но, по стечению обстоятельств, и больница Парклэнд, куда всего двумя днями позже был доставлен убийца. Два этих человека, полярно далекие, неожиданно оказались связаны местом своей смерти. «Вообще, это дерьмовое место, чтобы умереть», — говорит один из героев новой драмы Питера Ландесмана.
Фильм сделан в стиле почти мокьюментари и напоминает американскую документальную хронику ранних 60-х. Съемки ведутся с ручной камеры. На экране — крупные планы агентов ФБР и медиков, которые пытались сделать хоть что-то, но не могли ничего… «Парклэнд» — картина о судьбах людей, чьи жизни изменились навсегда после этого рокового дня.
Это и Абрахам Запрудер, американский бизнесмен, производитель женской одежды, с которым мы знакомимся в начале фильма, как раз перед тем, как президентский кортеж прибывает в Даллас. Этот добродушный человек, сыгранный Полом Джиаматти, спланировал свой день, нашел удобное место, чтобы увидеть и снять своей любительской, 8-миллиметровой камерой «Белл и Хоуелл», как глава его страны будет проезжать по его городу. То, что ему довелось увидеть в объектив, травмировало его на всю жизнь…
Это и Джим Каррико, сыгранный молодой голливудской звездой Заком Эфроном, — начинающий хирург, под ножом которого оказался самый могущественный человек в мире. Вся нация возлагала надежды на Джима, но что он мог сделать... Рана была смертельной.
Это Рой Келлерман (Том Веллинг), личный телохранитель президента Соединенных Штатов, Роберт Эдвард Ли Освальд (Джеймс Бэдж Дейл), брат убийцы, человек умный и достойный, можно сказать, моральный компас фильма.
В своем фильме Ландесман пытается собрать цельную картину того рокового дня, предлагает сложную и детальную историческую реконструкцию, включает детали, которые будут интересны не только тем, кто хотел бы узнать подробности об обстоятельствах смерти Кеннеди, но и тем, кого волнует философия судеб мира.
История
22 ноября 2013 года мир отметит пятидесятую годовщину со дня убийства 35-го президента США Джона Фицджеральда Кеннеди. Это убийство, имевшее колоссальное историческое значение и при этом оставившее много загадок, не раз заставляло писателей и режиссеров возвращаться к событиям того рокового дня и даже пытаться предотвратить их. Так, попытке остановить убийство посвящен фантастический роман Стивена Кинга «11/22/63». Широкую известность получил фильм «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе» Оливера Стоуна (1991), собравший более 200млн. долларов по всему миру и вызвавший всплеск популярности конспирологических теорий преступления. Например, в сериале «Секретные материалы», в эпизоде «Мечты Курильщика», выясняется, что Кеннеди застрелил Курильщик — один из постоянных персонажей сериала, работающий в секретных службах. А в ленте «Скала» (1996) главный герой, в исполнении Николаса Кейджа, в заброшенной церкви находит микрофильмы, после просмотра которых говорит, что знает, кто убил Кеннеди. В фильме Филиппа Нойса «Солт» (2010) Кеннеди пал жертвой заговора спецслужб СССР от руки двойника Ли Харви Освальда, советского секретного агента. Несмотря на то что были опубликованы тысячи документов, касавшихся расследования, тайна этого исторического преступления остается раскрытой не до конца.
«Парклэнд» — новая версия этой роковой истории — режиссерский дебют журналиста, сценариста, писателя Питера Ландесмана по книге Винсента Буглиози «Исправляя историю: убийство президента Джона Ф. Кеннеди».
Факты
Секретные агенты отвинчивают сиденья в самолете, чтобы освободить место для гроба Кеннеди, они не могут допустить, чтобы он перевозился как обыкновенный багаж. Следователь из Далласа ожесточенно спорит с агентами спецслужб: он хочет делать вскрытие, а те отчаянно пытаются доставить тело Кеннеди обратно в Вашингтон. Похороны убийцы, Ли Харви Освальда. Крышку гроба вынуждены нести репортеры, потому что тут нет скорбящих. Агент ФБР Джеймс Хости (Рон Ливингстон) уничтожает доказательства связи Освальда с ФБР. Все эти факты становятся пазлами страшной и судьбоносной картины тех роковых дней…
Форрест Соррелс, глава секретной службы в Далласе, сыгранный Билли Бобом Торнтоном, отчаянно пытается заполучить отснятые Запрудером кадры. Джеки Уивер играет впавшую в безумие мать Освальда, которая видит своего сына героем, не понимая, что она обманута. В операционной больницы молоденький доктор Каррико и маленькая армия медсестер сражаются за жизнь президента, белоснежные рубашки агентов спец-служб и розовое платье Джеки Кеннеди забрызганы кровью…
Да, все эти факты известны любителям истории, быть может, кому-то фильм и не сообщит какой-то новой информации, но такой масштабный, широкий взгляд делает эту трагедию 50-летней давности необычайно актуальной и заставляет задуматься на тему «человек и история». Главные объекты внимания режиссера Ландесмана — медики, охранники, прохожие, люди из толпы, которые и есть народ, часть нации…
Метафора жизни
«Я хотел сделать фильм о том страхе и ужасе, который испытывают обычные люди перед великими трагедиями, — говорит режиссер Ландесман. — 11 сентября 2001 года я был в Нью-Йорке, и чувство страха, боли и тревоги, что я переживал тогда, было неописуемо. В день убийства Кеннеди народ был в похожем смятении и панике, я и хотел принести в кино это ощущение, показать страдания людей от этих трагических событий. Мне было интересно проследить, например, переживания Роберта Освальда, брата убийцы Джона Кеннеди, человека, который внезапно обнаруживает, что брат его — сущий дьявол, это почти шекспировская история... Как художник, я хотел показать, как трагедии мира отражаются на судьбах простых людей. Именно это — самая эмоциональная часть нашего проекта».
«Парклэнд» по Ландесману — метафора жизни. Место, где умерли и жертва, и убийца, приобретает почти духовное значение. Это напоминает о том, что смерть приходит ко всем нам и все перед ней равны, независимо от того, кто мы есть — главнокомандующий страны или разгневанный отец-одиночка, который не может купить туфли для своей дочери. «Парклэнд» — внимательный, умный взгляд с обочины истории. И кажется, что все эти персонажи — медики, копы, агенты — подобны шекспировским могильщикам, из глубины трагедии собственных жизней имеющим право спорить с сильными мира сего, отстаивая свое право на правду…
Гамлет: «Торчишь в могиле и говоришь, что она твоя. Она для мертвых, а не для живых. Вот ты и лжешь, что в могиле».
Первый могильщик: «Эта ложь в могиле не останется. Она перейдет от меня к вам».
Екатерина Полякова