Сыщик
Sleuth
2007, США
85 мин. 16+
Режиссер: Кеннет Бранаг
Релиз в России: 27.03.2008
Релиз в США: 30.08.2007

Преуспевающий автор детективных романов Эндрю Уайк приглашает к себе в гости Майло Тиндла, любовника своей жены. Тот прибывает в роскошный особняк писателя, где получает неожиданное предложение. Сэр Эндрю знает об их связи и даже готов отпустить жену, …на определенных условиях. Хитроумный план включает в себя инсценировку ограбления, махинации со страховкой и весьма пикантные ситуации, что в результате должно обеспечить всем безбедное существование. Писатель, и гость вступают в рискованную игру, но еще неизвестно, кто выйдет из нее победителем.

Сатурн 2008

Номинации (1): Лучший иностранный фильм

Венецианский кинофестиваль 2007

Победитель (1): Голубой лев - особое упоминание Номинации (1): Золотой лев

Пресс-релиз



Преуспевающий автор детективных романов Эндрю Уайк приглашает к себе в гости Майло Тиндла, любовника своей жены. Тот прибывает в роскошный особняк писателя, где получает неожиданное предложение. Сэр Эндрю знает об их связи и даже готов отпустить жену, но… на определенных условиях. Хитроумный план включает в себя инсценировку ограбления, махинации со страховкой и весьма пикантные ситуации, но в результате обеспечит всем безбедное существование. И писатель, и гость вступают в рискованную игру, но кто выйдет из нее победителем?..

История создания

Многолетние друзья Джуд Лоу, у которого был опыт успешного продюсирования на картине «Небесный капитан и мир будущего», и Симон Халфон постоянно встречались для обсуждения возможных совместных проектов. Во время одной из таких встреч Халфон предложил снять фильм по пьесе Энтони Шэффера «Ищейка», за которую в свое время автор получил престижную театральную премию «Tony». В 1972 году по этой пьесе уже был снят знаменитый фильм Джозефа Манкевича с Лоуренсом Оливье и Майклом Кейном в главных ролях. Фильм получил пять номинаций на премию «Оскар». Майкл Кейн и Лоуренс Оливье номинировались на «Оскар» за лучшее исполнение мужской роли, а Манкевич — как лучший режиссер.
Сценарий к ленте 2007 года написал лауреат Нобелевской премии по литературе за 2005 год Гарольд Пинтер, который не был знаком с первоисточником и не смотрел фильма Манкевича.
Обладая сценарием Пинтера, Лоу и Халфон получили возможность привлечения дополнительного финансирования.
«Гарольд пишет так, что тексты его нужно читать между строк, — говорит Джуд Лоу. — Сценарий «Сыщика» у него получился многоплановым. Но мне нравится такой подход, потому что он открывает свободу для интерпретаций. Снимая фильм, можно работать в разных направлениях. Казалось, что сценарий привлечет множество источников финансирования. Потенциальным продюсерам безумно нравились диалоги в тексте Пинтера, но в сценарии в целом они не видели потенциала для крупномасштабного фильма. Наша уверенность убедила их в обратном».
«На первый взгляд может показаться, что это фильм о борьбе двух мужчин за обладание женщиной. На самом деле он о противостоянии между двумя мужчинами и о том, почему вообще между мужчинами разгорается борьба, — продолжает Лоу. — Это картина о мужском эго, о том, что почти каждый мужчина способен любой ценой нужно поставить противника в невыгодное положение. Это история о противостоянии и унижении человека. Гарольду, безусловно, интересны эти темы, которые, по его мнению, актуальны и для всего современного мира».
Еще за несколько лет назад до начала съемок Лоу предложил Майклу Кейну сыграть в новой версии «Сыщика». Но на сей раз Кейн сыграл роль, которую в фильме 1972 года играл Лоуренс Оливье.
«Несмотря на то, что содержание и даже название фильма такое же, манера письма Пинтера сильно отличается от манеры письма Энтони Шэффера, — говорит Кейн. — Новый «Сыщик» совсем другой».
На режиссерское кресло был приглашен Кеннет Брана, который недавно выпустил экранную версию «Волшебной флейты» Моцарта.
«Однажды мне позвонил мой менеджер и сказал: «Существует новая версия «Сыщика», продюсирует которую Джуд Лоу, сценарий написал Гарольд Пинтер, а одну из главных ролей сыграет Майкл Кейн, — рассказывает Брана. — Мне показалось, что это очень необычная комбинация творческих людей и, конечно же, заинтересовался этим проектом. Мне очень нравится фильм 1972 года, а несколько лет назад в театре я видел саму пьесу, роль Мило в которой играл мой приятель».
«В «Ищейке» Пинтер использует потрясающий арсенал театральных и кинематографических механизмов, — продолжает Брана, — при этом он восхищается тем, что присутствует в пьесе Шэффера: психологической драмой, тестостеронной гладиаторской битвой двух искушенных и умных мужчин. Во время просмотра фильма вы до конца не можете быть уверены в том, у кого из героев преимущество. Иногда, кажется, что преимущество у одного, в следующем эпизоде оно как будто переходит к другому, но потом оказывается, что это вовсе не так…»

Текст

Гарольд Пинтер известен как автор, который не желает анализировать и объяснять свои произведения. Интересно, что Кеннет Брана 15-летним юношей на своей самой первой актерской пробе читал монолог из пьесы Пинтера.
«Пинтер всегда привносит поэзию в мир банальности и повседневности, благодаря чему самые простые вещи наполняются смыслом и глубиной,  — убежден Брана. — Ему удается проделать сложный словесный трюк: натуралистическую сцену он показывает натуралистично, используя натуралистичный язык, но потом ты понимаешь, сцена эта вовсе не натуралистическая, а реалистическая. Это очень близко к тому, как мы говорим, что те или иные персонажи похожи на людей, с которыми мы встречались в жизни, но люди эти занимают совершенно иную территорию, можно сказать территорию наших ночных кошмаров. Ты чувствуешь, что слова, фразы, которые ты читаешь, тебе знакомы, но они соединены таким образом, что приобретают совершенно новое измерение. В этом измерении сосуществуют юмор и сострадание, страх и поэзия. Эти слова Вы чувствуете кожей…»
«Самое удивительное в манере письма Пинтера — двусмысленность, — рассказывает Лоу. — Ощущения реальности Пинтер добивается определенным построением фразы, несвязной манерой разговора, но в то же самое время он оставляет пространство для различных толкований. Актеры могут совершенно по-разному интерпретировать текст Пинтера. Девяносто процентов сценария можно было «сыграть» двумя, тремя, а то и четырьмя различными способами».
«Язык, которым говорит Гарольд, самый простой и обыкновенный, он чем-то похож на сленг кокни, — говорит Майкл Кейн. — Это небольшие клишированные фразы, которые можно услышать от папы или мамы, особенно если ты лондонец. Ни одно слово не значит ничего особенного, пока ты не доберешься до конца высказывания, когда неожиданно выявляется смысл. Невероятно сложно сыграть Пинтера и, притом, сделать это так, как нужно».
«Мне кажется, Гарольд проникся идеей как следует напугать публику, — добавляет Брана. — Весь фильм чувствуется высокий градус напряжения. Пинтеру нравится «подставлять ножку» публике, подкладывая персонажам «банановую шкурку» странных диалогов. Вы знаете, что находитесь в надежных руках в плане профессионального мастерства сценариста, но вы не можете рассчитывать на спокойный вечерний просмотр».




Актер/персонаж

Немногие знают, что пятьдесят лет назад Кейн играл в cамой первой пьесе Пинтера «The Room» («Комната») в The Royal Court.
«Майкл Кейн и Гарольд Пинтер — это пара, созданная на небесах, — уверен Джуд Лоу. — Они подходят друг к другу на многих уровнях. Не забывайте, что благодаря Майклу многие британские актеры не скрывают своего акцента. Его голос и манера говорить стали культовыми. Есть в этом что-то необыкновенное, когда именно этот голос произносит слова, написанные Пинтером».
«Майкл и Гарольд обладают особым даром, — соглашается с Лоу режиссер. — Они восприимчивы к такому типу крайне натуралистичных диалогов и к натуралистичному изображению мира, как в «Сыщике». Майкл точно знает, как сыграть каждое предложение, слово Пинтера, а главным образом реакцию герою. Его знание света, камеры, кадра, физического присутствия в кадре впечатляет. Кейн — невероятно чувствительный актерский механизм».
Лоу и Кейну импонировало то, что и режиссер и сценарист знают, что такое быть актером. Ведь Пинтер начинал карьеру как актер в репертуарном театре. У Пинтера есть камео в фильме.
Кеннет Брана рассказывает о своем методе работы с актерами: «Моя задача заключается в следующем: мне необходимо найти искомые качества, которые характеризуют персонажа. Если бы ты мог с помощью трех прилагательных описать персонажа, какие прилагательные ты бы выбрал? Что касается героя Майкла Кейна, то я показал ему статью, речь в которой шла о болезненном состоянии, которое можно охарактеризовать как «нездоровая ревность». Человек, охваченный этим состоянием, переживает иррациональную, психопатическую ревность, которая ведет к депрессивному состоянию и опасным действиям, так как он вымещает свое несчастье на человека, к которому ревнует. Кейн согласился, что его герой находится в плену этого состояния».
«Я не видел первого «Сыщика» с тех пор, как снялся в нем, — говорит Кейн. — Но я помню, как роль писателя играл Оливье, играл фантастически. Я же старался создавать образ героя, основываясь на синдроме болезненной ревности. Оливье играл человека опасно эксцентричного, я играю кровожадного психопата. Возможно, Лоуренс в этой роли смотрелся более забавным, что на самом деле еще страшнее».

Посетитель
«Как только вы помещаете в комнату человека, рано или поздно у него должен объявиться посетитель».
Гарольд Пинтер

«Может показаться, что «Ищейка»  — пьеса о двух мужчинах, находящихся в одной комнате, что верно только с одной стороны, — говорит режиссер Кеннет Брана. — Я не был смущен ограничением пространства. В свое время для телевидения я снимал проект «Conspiracy» про то, как фашисты начали холокост, так все действие картины происходило за столом, вокруг которого собралось 15 человек. Самое главное для создания картины — кто написал сценарий и что это за история. Чтобы раскрыть драму, нужно найти как можно более естественный путь, а не говорить: «О, мы должны это обязательно снять! Нам нужно что-нибудь сделать! Иначе публика заскучает!» Если у вас есть вера в текст, а у нас она была, то будьте уверены, вы всегда найдете способ выразить основную мысль».
Создатели фильма предположили, что у Эндрю (писателя) очень много различных гаджетов. «Мы все почувствовали, что Эндрю относится к тем людям, которые предпочитают всякие штуковины хай-тек. Двери в его доме сами закрываются, свет сам включается и выключается. Из этого можно было извлечь выгоду, например, в плане звукового ландшафта.
К тому же интерьер дома открывал возможности для вариаций светового оформления. Например, когда у героя происходят вспышки ревности, преобладает зеленый, как только герой одержим местью, преобладает красный цвет.
Эндрю живет в уменьшенной копии галереи Тейт, чем безумно гордится. В визуальном плане здесь было, где развернуться», — рассказывает режиссер.
Впечатлению, что Эндрю живет в своей собственной арт-галерее способствовало то, что такие известные британские современные художники, как Энтони Гормли и Гэри Хьюм, предоставили свои произведения для
съемок.
«В ленте 1972 года мой персонаж жил в симпатичном старом английском загородном доме: ситцевые занавески, подушки, диваны и цветы, — говорит Майкл Кейн. — В этом фильме вы видите старый английский дом снаружи, а внутри — сталь, стекло, мрамор, бетон. Теперь вы в мире Пинтера.
Атмосфера дома схожа с атмосферой дома Ашеров, отсюда дизайн Тима Харви, создавшего мир лестниц, ведущих в никуда, лифтов, появляющихся из воздуха. У вас появляется чувство, что вы находитесь в мире, где до конца невозможно понять, что здесь происходит, мире, где за каждым углом вас подстерегает сюрприз, который может оказаться чем-то приятным, а может — ужасным. Вы обладаете только половиной правды и до конца не знаете, на каком отрезке пути вы находитесь. И осознание этого опьяняет...»




Майкл Кейн

Начиная с 1956 года Майкл Кейн снялся в более чем девяноста фильмах и получил множество премий, включая «Оскар» за лучшую роль второго плана в лентах «Хана и ее сестры» и «Правила виноделов», премию от New York Critics как лучший актер за фильм «Алфи», «Золотой глобус», премию BAFTA как лучший актер за «Воспитывая Риту», «Золотой глобус» как «лучший актер в комедии или мюзикле» за картины «Отпетые мошенники» и «Голосок». В общей сложности Кейн шесть раз номинировался на «Оскар».
Кейн родился в Южном Лондоне 14 марта 1933 года в семье грузчика и уборщицы. Из-за бомбежек семья была вынуждена переехать в Норфолк. После войны семья поселилась в лондонском Ист-Энде. В возрасте 16 лет Майкл окончил школу, был чернорабочим, потом поступил на службу в Королевский фузелерный полк. После службы в армии он перебивался случайными заработками, а вечером посещал актерские курсы. Его первая работа в театре — помощник режиссера в Хорсхэме (Суссекс), позже он перебрался в Суффолк в театр Lowestoft Repertory Theatre, а затем — в театр Joan Littlewood’s Theatre Workshop. Кейн гастролировал по Британии с различными труппами, а в последующие пять лет снялся в ста телевизионных драмах и стал узнаваемым лицом.
В 1963 году в возрасте тридцати лет он получил роль второго плана в ленте Джозефа Левина «Зулу». Критики высоко оценили работу Кейна в этой картине, по их мнению, экран целиком принадлежал актеру. Настоящий успех Кейну принесла роль в фильме «Алфи», который был назван английскими критиками лучшим фильмом года.
В 60-е Кейн снялся в таких фильмах как «Гамбит» c Ширли Маклейн, «The Italian Job» («Ограбление по-итальянски»), «Woman Times Seven» Витторио де Сики, «The Last Valley» («Война крестоносцев») и многих других.
В 70-е он снимается в таких фильмах, как «X,Y and Zee» с Элизабет Тейлор, «Pulp» («Целлюлоза») с Микки Руни, «Ищейка» с Лоуренсом Оливье, «The Wilby Conspiracy» («Заговор Уилби»), «Калифорнийский отель» c Мэгги Смит, «Рой» с Генри Фонда.
В 80-х актер снялся в двадцать одной картине, включая «Dressed to kill» («Бритва») Брайана де Пальмы, «Victory» («Победа») Джона Хьюстона, «The Hand» («Рука») Оливера Стоуна, «Смертельная ловушка» Cидни Люмета, «Воспитывая Риту» Льюиса Гилберта, «Хана и ее сестры» Вуди Аллена, «Отпетые мошенники» Франка Оза и многих других.
В 1992 году Кейн стал кавалером Ордена британской империи 2-й степени, а восемь лет спустя Королева Английская возвела актера в рыцари. Автобиография Кейна «What’s it all about?» («К чему все это?») была опубликована в 1992 году.

Джуд Лоу
Лоу впервые привлек внимание критиков своей ролью любовника Оскара Уайльда, лорда Альфреда Дугласа в ленте «Уайльд». Еще большее впечатление на критиков он произвел ролью в ленте Энтони Мингеллы «Талантливый мистер Рипли». За роль в этом фильме он номинировался на «Оскар» и «Золотой глобус», получил премию BAFTA как лучший актер второго плана. За роль в ленте «Холодная гора» Лоу вновь получает номинации на «Оскар», «Золотой глобус» и премию BAFTA.
В 2004 году он снялся в ленте «Близость» c Джулией Робертс, Клайвом Оуеном и Натали Портман. В этом же году он снимается в картине «Небесный капитан и мир будущего» с Гвинет Пэлтроу, ленте «Алфи» и «Авиатор» Мартина Скорсезе.
Фильмография актера включает в себя такие фильмы, как «Midnight in the Garden of Good and Evil» («Полночь в саду добра и зла») Клинта Иствуда, «Искусственный разум» Стивена Спилберга, «Враг у ворот» Жан-Жака Анно, «Экзистенция» Дэвида Кроненберга, «Гаттака» — дебютный фильм Лоу в США.
В 2006 году он сыграл с Шоном Пенном в ленте «Вся королевская рать» и продолжил сотрудничество с Мингеллой, снявшись в ленте последнего «Вторжение» c Робин Райт Пенн и Жюльетт Бинош. Его первая работа в романтическом амплуа — роль в комедии «Отпуск по обмену» c Камерон Диаз и Кейт Уинслет.
В эти дня Лоу можно увидеть в новой ленте Кар-Вая «Мои черничные ночи», открывавшей Каннский кинофестиваль 2007 года.
В театре Лоу начал играть в 12 лет в The National Youth Theatre. В 1994 году он сыграл роль Майкла в пьесе Жана Кокто «Les Parents Terribles». Пьеса шла на Бродвее под названием «Indiscretions». За эту пьесу Лоу получил номинацию на престижную премию «Тони» как лучший актер второго плана.
В 2007 году Лоу получил премию «Сезар» от Французской киноакадемии за свой вклад в кинематограф, тогда же Лоу стал Кавалером ордена искусств и литературы.

Кеннет Брана

В 2006 году Кеннет Брана снял экранную версию «Волшебной флейты» Моцарта по либретто Стивена Фрая. Премьера картины состоялась на Венецианском кинофестивале. В 2005 году Брана выпустил пятую экранную адаптацию Шекспира, ленту «As you like it» («Так как это тебе нравится») с Кевином Клайном. А в 1989 году вышла предыдущая адаптация Шекспира, лента «Генри V», где Брана выступил в роли режиссера и актера, за что и получил номинации на премию «Оскар».
Как режиссер Брана снял такие фильмы, как «Много шума из ничего», «In the Bleak Midwinter» («Зимняя сказка»), «Франкенштейн Мэри Шелли», «Гамлет», за которого Брана получил номинацию на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий, «Love’s Labour’s Lost» («Тщетные усилия любви»).
Как актер Брана сыграл в таких лентах, как «Дикий, дикий Запад», «Знаменитость», «Теория полета», «Гарри Поттер и тайная комната» и других. Брана играл на подмостках таких театров, как Queens Theatre (Лондон), Upstream Theatre (Лондон), Greenwich Theatre (Лондон),
Renaissance Theatre Company (в этом театре он работал постановщиком), Royal Shakespeare Company.
Карьера Брана на телевидении была также успешной. В 2001 году за ленту «Conspiracy» он получил премию «Эмми» и номинацию на BAFTA в разделе «лучший актер» за роль в ленте «Shackleton», в 2004-м как лучший актер он получает номинации на премии «Emmy» и BAFTA за фильм «Warm Springs», за который в 2005-м он получает номинацию на «Золотой глобус».
Брана — автор популярной пьесы «Tell me honesty» («Скажи мне честно»), которая идет в Лондоне, Ньюкасле, Осло и пьесы «Public Enemy» («Враг государства»), которая идет в Лондоне, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе.

ОТЗЫВЫ ПРЕССЫ
«Остроумно подшучивая друг над другом в сложной игре в «кошки-мышки», которая ведется в «Сыщике», Кейн и Лоу показали, что они в прекрасной актерской форме. Особое спасибо за это стоит сказать вдохновенным диалогам Гарольда Пинтера. Герои прикладывают друг друга, вместо мечей используя необыкновенное остроумие. Они прибегают к танцу уловок, эдакому вербальному танго. В фильме есть и кража, и риск, и двойная игра…»
Claudia Puig, USA TODAY

«Саспенс в фильме строится не на том, кому же, в конечном счете, достанется женщина, а на том, кто выйдет победителем в сложном диалоге.
Отбросьте все мысли о женах, адюльтере, обмане, языке, уловках, сюрпризах и развязке, а просто прислушайтесь к словам и сконцентрируйтесь на игре Кейна и Лоу. То, что вы увидите,  — это чисто пинтеровское взаимодействие парадоксов и противоречий. То, что вы услышите, — это ответы на вопросы, которые отвечающий, кажется, вовсе не понял, утверждения, звучащие настолько правдоподобно, что, возможно, они значат что-то еще...
Вам предстоит интересная игра по разгадыванию сложных загадок. Например, когда персонажи (не актеры) играют, а когда нет. Точно ли герои имеют в виду то, что говорят? Осознают ли то, что делают? В фильме существует третий акт, который отсутствует в оригинале. Что это значит? Кто из мужчин принимает это всерьез? Оба? Ни тот, ни другой?.. В этих загадках — прелесть картины»
Roger Ebert

13.05.2016
Поделиться пресс-релизом:
НОВИНКИ КИНОПРОКАТА
Реинкарнация
Hereditary
2018, 18+, США, Ужасы, Драма, Детектив
Реинкарнация
Репродукция
Replicas
2017, 16+, США, Великобритания, Китай, Пуэрто-Рико, Фантастика, Триллер
Репродукция
Зло
Malicious
2017, США, Ужасы, Триллер
Зло
Талли
Tully
2017, 18+, США, Комедия
Талли
За бортом
Overboard
2018, США, Мелодрама, Комедия
За бортом
Точка невозврата
High Wire Act
2018, 18+, США, Триллер, Боевик, Экшен
Точка невозврата