Спасённая!
Saved!
2005, США
120 мин. 16+
Режиссер: Брайан Даннели
Релиз в США: 21.01.2004

Когда девочка, посещающая христианскую школу, беременеет, все друзья и знакомые ее отвергают и демонизируют.

Пресс-релиз



По роману известного американского писателя Джона Фанте.


Предыстория
Действие нового фильма «Спроси у пыли» режиссера и сценариста Роберта Тоуна, обладателя премии «Оскар», разворачивается под агрессивно палящим солнцем Лос-Анджелеса, в эпоху Великой депрессии.
В этой картине, основанной на бестселлере американского классика Джона Фанте, Тоун буквально воспевает город Ангелов — жаркий и пыльный, экзотичный и вульгарный, пленительный и порочный. Прибрежный город контрастов, усеянный пальмами из Египта и полный людей, приехавших сюда со всех уголков земного шара в поисках лучшей доли, гордо хранит свои секреты и не намерен раскрывать их первому встречному.
А люди жаждут славы и удачи, надеясь обрести здесь свое первое и последнее пристанище, ведь Лос-Анджелес  — город, где сбываются мечты. Во всяком случае, так думают Артуро Бандини (Колин Фаррелл) — сын итальянских эмигрантов, мечтающий стать известным писателем и жениться на прекрасной блондинке, и мексиканка Камилла Лопез (Сэлма Хайек), рассчитывающая выйти замуж за преуспевающего американца и избавиться от своей неблагозвучной фамилии.
Бандини и Камилла встречают друг друга во времена, когда отношения между англоамериканцами и мексиканцами были напряженными. Им предстоит победить этот жестокий город и заново обрести себя. Им нужно поймать мечту за хвост. Одну на двоих.
Прочитав роман «Спроси у пыли», Тоун стал страстным поклонником творчества Джона Фанте. Он был лично знаком с автором, а их дружба продолжалась вплоть до его смерти в 1983 году. Вдвоем они часто обсуждали, как адаптировать «Спроси у пыли» для кино, сохранив при этом основную идею и первозданное очарование этого произведения. Сценарий, был написан Робертом Тоуном в середине 90-х годов, через двадцать лет после того, как он впервые открыл для себя книги Джона Фанте. Он показал его вдове писателя — Джойс Фанте и получил ее согласие на экранизацию.
Гораздо сложнее оказалось найти под этот проект деньги. Это стало возможным только спустя десять лет, когда Тоун нашел союзников в лице продюсеров Тома Круза и Паулы Вагнер. Роберт уже имел опыт работы с ними: он написал сценарии к нескольким фильмам с участием Тома Круза, а с Паулой был знаком по фильму «Без предела».
Для Тоуна этот проект был очень важен, как для сценариста и режиссера, так и для человека, влюбленного в Лос-Анджелес. «В этой истории есть такие волнующие вещи, как непостоянство, злость, сексуальность. Ее герои ходят по краю, их окружает неизвестность, и они учатся жить по ее законам. Лос-Анджелес в моем фильме — город-подросток, такой, каким я помню его с детства — пленительный, неизведанный, озорной. С тех пор он сильно изменился... Кроме того, эта история о писателе, который, то чувствует себя великим, то считает, что у него нет таланта. Какому творческому человеку не знакомо чувство ненужности, ничтожности своего труда? И как я мог не отождествлять себя с ним?
Лос-Анджелес — город-сказка, город-мечта. Все писатели фантазеры: у них есть свое видение мира, и они хотят сделать его реальностью. Кино тоже всегда взывает к мечте, к той, которой очень хочется поделиться».
«Все реплики, написанные Робертом Тоуном, звучат как стихи. Фильм — настоящая ода Лос-Анджелесу», — говорит продюсер Паула Вагнер.

О фильме
«Если на свете и есть лучшее произведение о Лос-Анджелесе, то это роман Джона Фанте», — говорит Роберт Тоун. История запретной любви и необузданной страсти тесно соприкасается с историей самого города, в котором Роберту Тоуну знаком каждый уголок. В 1989 году в своем интервью «American Film» он признался, что был потрясен своевременностью романа «Спроси у пыли»: «Это все равно, что сорвать покров с прошлого и показать его таким, каким оно было в действительности».
По мнению продюсера Паулы Вагнер, книга Фанте — потрясающее исследование нравов: «Внутренний монолог Артуро Бандини обнажает его разум и чувства. Нам знакомо его эмоциональное состояние, его восприятие мира, его страхи, его одержимость американской мечтой — написать Великий Американский Роман, жениться на красивой блондинке и иметь большой дом на берегу моря. Но американская мечта приходит к нему иначе, совсем не так, как он ожидал».
Исполнителем главной роли стал известный актер Колин Фаррелл.
«Магнетизм Колина одинаково действует и на мужчин, и на женщин», — считает Тоун. «Когда он впервые приехал ко мне домой обсуждать роль, у нас гостила подружка моей жены. Увидев его, она сказала: «Я не знаю, кто он, но чтобы он не захотел, отдайте ему это!»
«Cпроси у пыли» — фильм о поисках себя в этом мире», — говорит Фаррелл. — «Он об истинной страсти, когда ты не просто желаешь чего-то, но и способен пойти ради этого до конца».
Жажда жизни — безжалостная и отважная борьба против безразличия — вот, что сближает Артуро и Камиллу — официантку из Мексики, мечтающую выйти замуж за американскую мечту.
Фанте поместил своих героев в сложную социально-политическую обстановку. Он правдиво показал жестокую конкуренцию и соперничество между англоамериканцами и латиноамериканцами. В начале XX века в Калифорнию в поисках лучшей жизни устремилось множество мексиканцев.
К 30-м годам их количество достигло 200 тысяч при общей доле населения в 1.2 миллиона. В 30-е годы началась депортация мексиканцев. В это время газеты представляли американцев мексиканского происхождения жадными хапугами, в лучшем случае — цивилизованными гангстерами. Напряжение продолжалось все двадцатое столетие вплоть до 90-х годов, когда представители латиноамериканцев вошли в городское правление.
«В 30-е годы для таких людей как Артуро и Камиллы все складывалось очень не просто. Артуро мечтает о блондинке с голубыми глазами, она — о богатом американце, который смог бы обеспечить будущее ее детей. Артуро и Камилла, сами того не понимая, не вписываются в свои идиллические мечты. А их сильная увлеченность друг другом не оставляет им шанса», — говорит Сэлма Хайек.
Тоун, вероятно, единственный режиссер, кто мог снять этот фильм. Любовная история, неотделимая от времени и места действия, могла быть рассказана только экспертом в области американской культуры.
«Роберт Тоун обладает энциклопедическими знаниями американской истории, в особенности истории становления Лос-Анджелеса. Он как будто жил в то время и все прочувствовал!»  — считает Фаррелл.
Тоун представляет людей эпохи Великой депрессии гордыми мужчинами и женщинами, которые, несмотря на материальные трудности, стараются выглядеть на сто процентов. «У мужчины — пять центов за душой, но он одет в свой лучший костюм, у него красивая прическа. Официантка будет в накрахмаленной, белой форме, даже если на ней и изношенная пара туфель. Ее волосы также уложены. Каждый боролся против депрессии, не только экономической и культурной, но и внутренней», — говорит Паула Вагнер.

Джон Фанте и Артуро Бандини
Джон Фанте, автор книги «Спроси у пыли», не получил признания за свой вклад в американскую литературу при жизни, но сегодня он считается одним из самых значительных американских романистов XX века.
Он родился в 1909 году в Колорадо. Его отец был итальянский эмигрант и работал каменщиком. Семья жила бедно, к тому же ей постоянно приходилось сталкиваться с антиитальянскими настроениями. В 1929 году Джон переехал в Калифорнию, где стал писать рассказы для журнала «American Mercury».
В 1936 году он придумал персонаж по имени Артуро Бандини и посвятил ему четыре своих романа. Артуро становится для Джона Фанте своеобразным alter ego, вторым «я» писателя. Первая книга Фанте «Подожди до весны, Бандини» вышла в 1938 году (его экранизация — в 1989), затем последовали «Спроси у пыли», «Мечты Бункер-Хилла» и «Дорога на Лос-Анджелес». Артуро Бандини — одновременно спокойный и импульсивный, молодой и зрелый, благородный и подлый. По словам современников, таким же был и сам Фанте. В свои книги он искусно вплетал собственный жизненный опыт — быт рабочего класса, формирование своей творческой индивидуальности, компромиссы во взаимоотношениях между итальянцами и американцами, страстное желание ассимиляции.
«Многие писатели отожествляют себя со своими персонажами, но мой отец, буквально протоколировал каждый свой день, проведенный в Лос-Анджелесе», — рассказывает один из сыновей известного прозаика Вики Фанте Коэн. «Как и Бандини он был сильным и здравомыслящим человеком. Во время Великой депрессии необходимо было верить в себя, особенно если ты хотел стать успешным писателем. Я думаю, непоколебимое движение вперед не только придало силу его романам, но и помогло добиться признания».
Младший брат Вики говорит о схожести отца со своим персонажем Артуро Бандини: «Когда я был маленький, мой отец отвез меня в свои любимые места, в частности Бункер-Хилл (центр Лос-Анджелеса). Мы гуляли по округе, отец показал мне Alta Loma Hotel, тот самый, где он когда-то жил. Позднее он стал местом действия «Спроси у пыли». Я увидел и центральный рынок, где отец покупал слегка подпорченные овощи и фрукты. В фильме Бандини ест перезревшие апельсины — это единственное, что он может себе позволить. То как мой отец описывал начало своей жизни в Лос-Анджелесе, очень похоже на историю Бандини».
Романы Фанте не печатались десятилетиями, пока Чарльз Буковски не нашел книгу «Спроси у пыли» на полках публичной библиотеки Лос-Анджелеса.
В 1980 Буковски настоял на том, чтобы его издатель опубликовал роман как условие дальнейших публикаций самого Буковски. Буковски написал к роману предисловие, которое помогло переоценить и заново открыть романы Джона Фанте.
«Так писать мог только человек, который не боялся чувств. Когда я начал читать книгу, я был потрясен. Я чувствовал себя так, будто нашел золото на городской свалке. История неимоверной удачи и несчастной судьбы, редкостного таланта и мужества, написанная от всего сердца, моментально увлекла меня», — отзывался о книге Буковски.
В 2001-м Gentlemen’s Quarterly напишет, что романы Фанте «настоящее ретро-удовольствие для Лос-Анджелеса». И действительно, Фанте сделал для Лос-Анджелеса 30-х годов столько же, сколько Джозеф Митчелл для «дна» Манхэттена, а Джон Чивер для Вестчестера.
«Я взял за основу роман «Спроси у пыли», но также в моем фильме проступают автобиографические черты и самого Джона Фанте, которого я знал и любил, хотя он частенько выводил меня из себя», — вспоминает Роберт Тоун. «Фанте — это Бандини: невыносимый, ворчливый, но страшно обаятельный. Он мог то насмехаться над тобой, то превозносить тебя и все это — на одном дыхании».
Вагнер считает, что фильм — чистая адаптация: она, конечно, в чем-то отличается от написанного, но все же остается верной духу романа. Такая адаптация стала возможной только потому, что Тоун по-особому относился к автору книги. «Роберт был единственным человеком, кто мог бы написать сценарий по этой книге», — говорит Вагнер. «У него были прекрасные взаимоотношения с Джоном Фанте. И хотя он и внес некоторые изменения в сюжет, семья Фанте их полностью одобрила и приняла».

О персонажах

В центре повествования — история целеустремленного американца итальянского происхождения, писателя Артуро Бандини и знойной мексиканки Камиллы Лопез. Их отношения представляют собой микрокосм, отражающий процессы, происходящие в Лос-Анджелесе 30-х годов: эмигранты, расовая дискриминация, бедные люди, живущие бок о бок с богатыми.
«Бандини — добродушный парень, но он страдает приступами депрессии», -говорит Тоун. «Писателям знакомо чувство отчаяния. Колин со всей страстностью показывает их великие победы, и жестокие падения. Он остроумный, добрый, в нем есть изюминка и задор. Колин — это Бандини».
«Бандини приезжает в Лос-Анджелес, чтобы написать великий американский роман, книгу, которая заставит Стейнбека устыдиться», — рассказывает Фаррелл. Но его ждет неудача: он не может покинуть свою комнату в отеле, у него нет денег. В этот момент он встречает Камиллу. Она будит в нем множество страхов: Бандани переживает, что он не американец, что не способен и даже не собирается что-либо менять в своей жизни и в самом себе. Именно поэтому он выражает свою искреннюю, настоящую любовь к Камилле через жестокость».
Для того чтобы найти верную интонацию и нужную скорость речи представляемой эпохи, Фаррелл, готовясь к роли, смотрел картины с участием Джона Гарфилда и Уиллиама Холдена. «У Холдена такой роскошный голос. Более всего я подражал ему»,  — говорит актер, который в фильме старательно прячет свой родной ирландский акцент.
Роль Камиллы исполнила Сэлма Хайек. «У всех персонажей этого фильма богатый внутренний мир, Камилла и Артуро — натуры глубокие и страстные, но наиболее они уязвимы, и это очевидно, когда впадают ярость».
Второстепенную, но яркую роль в фильме играет Дональд Сазерленд, который после совместной работы с Робертом Тоуном над картиной «Без предела» вновь решил у него сняться.

Производство фильма

Для воплощения своей мечты на экране, режиссер окружил себя группой профессионалов, которую составили: пятикратный номинант на «Оскар» оператор Калеб Дешанель, обладатель премии «Оскар» художник- постановщик Денис Гасснер и двукратный обладатель «Оскара» художник по костюмам Альберт Волски.
Лос-Анджелес эпохи Великой депрессии съемочная группа воссоздавала под палящим солнцем Южной Африки. «Места Бункер-Хилл, где происходит большая часть действия фильма, больше не существует»,  — говорит продюсер Дон Грэнжер. «Архитектура того времени была нарушена. И мы знали, что нам придется создавать декорации. Только в Южной Африке мы смогли создать огромный макет Бункер-Хилла, не опасаясь, что что-либо застит нам горизонт».
Очень специфично решение Гасснера относительно архитектуры строений.
«Мы воссоздавали архитектуру того времени как комбинацию викторианского и современного стилей. Лос-Анджелес 30-х находился в состоянии упадка, и нам надо было показать уникальность того периода».
Оператор фильма Калеб Дешанель рассказывает о работе по созданию атмосферы Лос-Анджелеса: «Мы выбрали теплые тона, которые подходят той эпохе и климату Калифорнии. Красный цветок Камиллы самое яркое пятно в фильме. Создавая картину, мы пытались уловить дух времени, но, вероятно, самое важное в фильме — солнечный свет».
Дешанель объясняет, что качество света в районе 4-5 миль к северу от Кейптауна совпадает с качеством света в Лос-Анджелесе. Единственная сложность с освещением, с которой столкнулись оператор и его съемочная группа — движение солнца по небу в этой части света.
«Солнце восходит на востоке, как и везде, но в Южной Африке оно движется к северу, а не югу, прежде чем зайдет на западе. Нам нужно было сделать так, чтобы комната Балндини выходила на север и весь день освещалась солнцем. Солнце — полноправный персонаж фильма, мы хотели, чтобы оно присутствовало постоянно, ведь оно служит напоминанием Бандини о том, что, несмотря на обретенный рай любви, он должен продолжать бороться и трудиться».
Художник по костюмам Альберт Волски выбрал приглушенные и пастельные цвета. «Возникновение модных тенденций было феноменом в то время. Тогда у людей было только 3-4 хороших костюма, дающих полное представление об их хозяевах. Например, униформа Камиллы (официантка) и ее потрепанные гуарачи характеризуют ее положение в обществе. Бандини, несмотря на то, что он любит красиво одеваться, может себе позволить только один хороший костюм, говорящий о его успехе. В 30-е у людей не было денег и неудивительно, что им приходилось изо дня в день носить одни и те же платья и костюмы».

Роберт Тоун (режиссер/сценарист)
Четыре раза номинировался на награду американской киноакадемии.
За сценарий фильма «Китайский квартал» он получил премию «Оскар», а также BAFTA и «Золотой глобус». Тоун родился в Лос-Анджелесе и вырос
в Сан-Педро, где подрабатывал рыбаком (ловцом тунца). Позже он изучал философию в Pomona College в Клермонте. Среди его значительных работ как сценариста такие фильмы, как «Миссия невыполнима — 1, 2», «Фирма», «Дни грома», «Последний наряд».
По своим сценариям Тоун снял четыре фильма: «Спроси у пыли», «Personal Best», «Пьяный рассвет» и «Без предела», получивший признание у критиков и повествующий о великом бегуне на длинные дистанции Стиве Префонтене из Орегона.

Калеб Дешанель (оператор)
Пять раз номинировался на премию «Оскар» за фильмы: «Cтрасти Христовы», «Патриот», «Летите домой», «Нормальный», «Парни что надо».
Его работа в фильме «Черный скакун» поразила зрителей виртуозной красотой и принесла Дешанелю номинацию British Academy Award.
К тому же Дешанель получил премию от Национального общества кинокритиков за фильмы «Черный скакун» и «Being there»
Дешанель был также оператором картин: «Анна и король», «Сокровище нации», «Загнанный», «Послание в бутылке», «Счастливый случай».
Как режиссер он снял две полнометражные картины («The Escape Artist», «Crusoe») и множество короткометражек. Его короткометражный фильм «Trains» завоевал «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале. Им же были сняты несколько эпизодов сериала «Твин Пикс».

Отзывы о фильме
«Спроси у пыли» — выразительная, пробуждающая воспоминания адаптация романа Джона Фанте об эпохе Великой депрессии. Это очень изобретательно поставленный фильм, пронизанный глубокими чувствами, которые тонко и правдиво переданы исполнителями главных ролей Колином Фарреллом и Сэлмой Хайек.
Операторская работа Калеба Дешанеля призрачна и ритмична одновременно, мир как будто замирает в сияющем свете, а в приглушенном свете ночи выглядит притягательным, и даже пугающим. Элегантное и безупречное художественное оформление Дениса Гасснера бьет точно в цель».
Patrick McGavin, Screen

«Изысканное кино. Хайек никогда еще не выглядела столь привлекательной. Она смогла в полной мере отобразить взрывной характер Камиллы».
Sheri Linden, Hollywood Reporter

«Операторская работа пятикратного номинанта на «Оскар» Калеба Дешанеля блистательна. Картина переливается ядовито-желтыми и золотистыми оттенками, вы действительно можете почувствовать жаркий ветер и пыль».
Christy Lemire, Assocated Press

«Чудесное воспроизведение той части Лос-Анджелеса, которая уже давно исчезла, и великолепное актерское трио — Колина Фаррелла, Сэлмы Хайек и Идины Менцель. С живым и прекрасно поставленным освещением Калеба Дешанеля, тщательно продуманными декорациями Дениса Гасснера и ошеломляющими костюмами Альберта Волски «Спроси у пыли» претендует на звание «Самого красивого фильма года».
Edward Havens, Filmjerk (www.filmjerk.com)

13.05.2016
Поделиться пресс-релизом:
НОВИНКИ КИНОПРОКАТА
Облепиховое лето
2018, 12+, Россия, Биография, Драма
Облепиховое лето
Галвестон
Galveston
2018, 18+, США, Боевик, Триллер, Драма, Криминал
Галвестон
Фагот
2018, 18+, Россия, Комедия
Фагот
Помешанный на времени
Time Freak
2019, США, Романтическая комедия
Помешанный на времени
Вернуть Бена
Ben is Back
2018, США, Драма
Вернуть Бена
По половому признаку
On the Basis of Sex
2018, США, Драма, Биография
По половому признаку