Спасённая!
Saved!
2005, США
120 мин. 16+
Режиссер: Брайан Даннели
Релиз в США: 21.01.2004

Когда девочка, посещающая христианскую школу, беременеет, все друзья и знакомые ее отвергают и демонизируют.

Пресс-релиз



По роману известного американского писателя Джона Фанте.


Предыстория
Действие нового фильма «Спроси у пыли» режиссера и сценариста Роберта Тоуна, обладателя премии «Оскар», разворачивается под агрессивно палящим солнцем Лос-Анджелеса, в эпоху Великой депрессии.
В этой картине, основанной на бестселлере американского классика Джона Фанте, Тоун буквально воспевает город Ангелов — жаркий и пыльный, экзотичный и вульгарный, пленительный и порочный. Прибрежный город контрастов, усеянный пальмами из Египта и полный людей, приехавших сюда со всех уголков земного шара в поисках лучшей доли, гордо хранит свои секреты и не намерен раскрывать их первому встречному.
А люди жаждут славы и удачи, надеясь обрести здесь свое первое и последнее пристанище, ведь Лос-Анджелес  — город, где сбываются мечты. Во всяком случае, так думают Артуро Бандини (Колин Фаррелл) — сын итальянских эмигрантов, мечтающий стать известным писателем и жениться на прекрасной блондинке, и мексиканка Камилла Лопез (Сэлма Хайек), рассчитывающая выйти замуж за преуспевающего американца и избавиться от своей неблагозвучной фамилии.
Бандини и Камилла встречают друг друга во времена, когда отношения между англоамериканцами и мексиканцами были напряженными. Им предстоит победить этот жестокий город и заново обрести себя. Им нужно поймать мечту за хвост. Одну на двоих.
Прочитав роман «Спроси у пыли», Тоун стал страстным поклонником творчества Джона Фанте. Он был лично знаком с автором, а их дружба продолжалась вплоть до его смерти в 1983 году. Вдвоем они часто обсуждали, как адаптировать «Спроси у пыли» для кино, сохранив при этом основную идею и первозданное очарование этого произведения. Сценарий, был написан Робертом Тоуном в середине 90-х годов, через двадцать лет после того, как он впервые открыл для себя книги Джона Фанте. Он показал его вдове писателя — Джойс Фанте и получил ее согласие на экранизацию.
Гораздо сложнее оказалось найти под этот проект деньги. Это стало возможным только спустя десять лет, когда Тоун нашел союзников в лице продюсеров Тома Круза и Паулы Вагнер. Роберт уже имел опыт работы с ними: он написал сценарии к нескольким фильмам с участием Тома Круза, а с Паулой был знаком по фильму «Без предела».
Для Тоуна этот проект был очень важен, как для сценариста и режиссера, так и для человека, влюбленного в Лос-Анджелес. «В этой истории есть такие волнующие вещи, как непостоянство, злость, сексуальность. Ее герои ходят по краю, их окружает неизвестность, и они учатся жить по ее законам. Лос-Анджелес в моем фильме — город-подросток, такой, каким я помню его с детства — пленительный, неизведанный, озорной. С тех пор он сильно изменился... Кроме того, эта история о писателе, который, то чувствует себя великим, то считает, что у него нет таланта. Какому творческому человеку не знакомо чувство ненужности, ничтожности своего труда? И как я мог не отождествлять себя с ним?
Лос-Анджелес — город-сказка, город-мечта. Все писатели фантазеры: у них есть свое видение мира, и они хотят сделать его реальностью. Кино тоже всегда взывает к мечте, к той, которой очень хочется поделиться».
«Все реплики, написанные Робертом Тоуном, звучат как стихи. Фильм — настоящая ода Лос-Анджелесу», — говорит продюсер Паула Вагнер.

О фильме
«Если на свете и есть лучшее произведение о Лос-Анджелесе, то это роман Джона Фанте», — говорит Роберт Тоун. История запретной любви и необузданной страсти тесно соприкасается с историей самого города, в котором Роберту Тоуну знаком каждый уголок. В 1989 году в своем интервью «American Film» он признался, что был потрясен своевременностью романа «Спроси у пыли»: «Это все равно, что сорвать покров с прошлого и показать его таким, каким оно было в действительности».
По мнению продюсера Паулы Вагнер, книга Фанте — потрясающее исследование нравов: «Внутренний монолог Артуро Бандини обнажает его разум и чувства. Нам знакомо его эмоциональное состояние, его восприятие мира, его страхи, его одержимость американской мечтой — написать Великий Американский Роман, жениться на красивой блондинке и иметь большой дом на берегу моря. Но американская мечта приходит к нему иначе, совсем не так, как он ожидал».
Исполнителем главной роли стал известный актер Колин Фаррелл.
«Магнетизм Колина одинаково действует и на мужчин, и на женщин», — считает Тоун. «Когда он впервые приехал ко мне домой обсуждать роль, у нас гостила подружка моей жены. Увидев его, она сказала: «Я не знаю, кто он, но чтобы он не захотел, отдайте ему это!»
«Cпроси у пыли» — фильм о поисках себя в этом мире», — говорит Фаррелл. — «Он об истинной страсти, когда ты не просто желаешь чего-то, но и способен пойти ради этого до конца».
Жажда жизни — безжалостная и отважная борьба против безразличия — вот, что сближает Артуро и Камиллу — официантку из Мексики, мечтающую выйти замуж за американскую мечту.
Фанте поместил своих героев в сложную социально-политическую обстановку. Он правдиво показал жестокую конкуренцию и соперничество между англоамериканцами и латиноамериканцами. В начале XX века в Калифорнию в поисках лучшей жизни устремилось множество мексиканцев.
К 30-м годам их количество достигло 200 тысяч при общей доле населения в 1.2 миллиона. В 30-е годы началась депортация мексиканцев. В это время газеты представляли американцев мексиканского происхождения жадными хапугами, в лучшем случае — цивилизованными гангстерами. Напряжение продолжалось все двадцатое столетие вплоть до 90-х годов, когда представители латиноамериканцев вошли в городское правление.
«В 30-е годы для таких людей как Артуро и Камиллы все складывалось очень не просто. Артуро мечтает о блондинке с голубыми глазами, она — о богатом американце, который смог бы обеспечить будущее ее детей. Артуро и Камилла, сами того не понимая, не вписываются в свои идиллические мечты. А их сильная увлеченность друг другом не оставляет им шанса», — говорит Сэлма Хайек.
Тоун, вероятно, единственный режиссер, кто мог снять этот фильм. Любовная история, неотделимая от времени и места действия, могла быть рассказана только экспертом в области американской культуры.
«Роберт Тоун обладает энциклопедическими знаниями американской истории, в особенности истории становления Лос-Анджелеса. Он как будто жил в то время и все прочувствовал!»  — считает Фаррелл.
Тоун представляет людей эпохи Великой депрессии гордыми мужчинами и женщинами, которые, несмотря на материальные трудности, стараются выглядеть на сто процентов. «У мужчины — пять центов за душой, но он одет в свой лучший костюм, у него красивая прическа. Официантка будет в накрахмаленной, белой форме, даже если на ней и изношенная пара туфель. Ее волосы также уложены. Каждый боролся против депрессии, не только экономической и культурной, но и внутренней», — говорит Паула Вагнер.

Джон Фанте и Артуро Бандини
Джон Фанте, автор книги «Спроси у пыли», не получил признания за свой вклад в американскую литературу при жизни, но сегодня он считается одним из самых значительных американских романистов XX века.
Он родился в 1909 году в Колорадо. Его отец был итальянский эмигрант и работал каменщиком. Семья жила бедно, к тому же ей постоянно приходилось сталкиваться с антиитальянскими настроениями. В 1929 году Джон переехал в Калифорнию, где стал писать рассказы для журнала «American Mercury».
В 1936 году он придумал персонаж по имени Артуро Бандини и посвятил ему четыре своих романа. Артуро становится для Джона Фанте своеобразным alter ego, вторым «я» писателя. Первая книга Фанте «Подожди до весны, Бандини» вышла в 1938 году (его экранизация — в 1989), затем последовали «Спроси у пыли», «Мечты Бункер-Хилла» и «Дорога на Лос-Анджелес». Артуро Бандини — одновременно спокойный и импульсивный, молодой и зрелый, благородный и подлый. По словам современников, таким же был и сам Фанте. В свои книги он искусно вплетал собственный жизненный опыт — быт рабочего класса, формирование своей творческой индивидуальности, компромиссы во взаимоотношениях между итальянцами и американцами, страстное желание ассимиляции.
«Многие писатели отожествляют себя со своими персонажами, но мой отец, буквально протоколировал каждый свой день, проведенный в Лос-Анджелесе», — рассказывает один из сыновей известного прозаика Вики Фанте Коэн. «Как и Бандини он был сильным и здравомыслящим человеком. Во время Великой депрессии необходимо было верить в себя, особенно если ты хотел стать успешным писателем. Я думаю, непоколебимое движение вперед не только придало силу его романам, но и помогло добиться признания».
Младший брат Вики говорит о схожести отца со своим персонажем Артуро Бандини: «Когда я был маленький, мой отец отвез меня в свои любимые места, в частности Бункер-Хилл (центр Лос-Анджелеса). Мы гуляли по округе, отец показал мне Alta Loma Hotel, тот самый, где он когда-то жил. Позднее он стал местом действия «Спроси у пыли». Я увидел и центральный рынок, где отец покупал слегка подпорченные овощи и фрукты. В фильме Бандини ест перезревшие апельсины — это единственное, что он может себе позволить. То как мой отец описывал начало своей жизни в Лос-Анджелесе, очень похоже на историю Бандини».
Романы Фанте не печатались десятилетиями, пока Чарльз Буковски не нашел книгу «Спроси у пыли» на полках публичной библиотеки Лос-Анджелеса.
В 1980 Буковски настоял на том, чтобы его издатель опубликовал роман как условие дальнейших публикаций самого Буковски. Буковски написал к роману предисловие, которое помогло переоценить и заново открыть романы Джона Фанте.
«Так писать мог только человек, который не боялся чувств. Когда я начал читать книгу, я был потрясен. Я чувствовал себя так, будто нашел золото на городской свалке. История неимоверной удачи и несчастной судьбы, редкостного таланта и мужества, написанная от всего сердца, моментально увлекла меня», — отзывался о книге Буковски.
В 2001-м Gentlemen’s Quarterly напишет, что романы Фанте «настоящее ретро-удовольствие для Лос-Анджелеса». И действительно, Фанте сделал для Лос-Анджелеса 30-х годов столько же, сколько Джозеф Митчелл для «дна» Манхэттена, а Джон Чивер для Вестчестера.
«Я взял за основу роман «Спроси у пыли», но также в моем фильме проступают автобиографические черты и самого Джона Фанте, которого я знал и любил, хотя он частенько выводил меня из себя», — вспоминает Роберт Тоун. «Фанте — это Бандини: невыносимый, ворчливый, но страшно обаятельный. Он мог то насмехаться над тобой, то превозносить тебя и все это — на одном дыхании».
Вагнер считает, что фильм — чистая адаптация: она, конечно, в чем-то отличается от написанного, но все же остается верной духу романа. Такая адаптация стала возможной только потому, что Тоун по-особому относился к автору книги. «Роберт был единственным человеком, кто мог бы написать сценарий по этой книге», — говорит Вагнер. «У него были прекрасные взаимоотношения с Джоном Фанте. И хотя он и внес некоторые изменения в сюжет, семья Фанте их полностью одобрила и приняла».

О персонажах

В центре повествования — история целеустремленного американца итальянского происхождения, писателя Артуро Бандини и знойной мексиканки Камиллы Лопез. Их отношения представляют собой микрокосм, отражающий процессы, происходящие в Лос-Анджелесе 30-х годов: эмигранты, расовая дискриминация, бедные люди, живущие бок о бок с богатыми.
«Бандини — добродушный парень, но он страдает приступами депрессии», -говорит Тоун. «Писателям знакомо чувство отчаяния. Колин со всей страстностью показывает их великие победы, и жестокие падения. Он остроумный, добрый, в нем есть изюминка и задор. Колин — это Бандини».
«Бандини приезжает в Лос-Анджелес, чтобы написать великий американский роман, книгу, которая заставит Стейнбека устыдиться», — рассказывает Фаррелл. Но его ждет неудача: он не может покинуть свою комнату в отеле, у него нет денег. В этот момент он встречает Камиллу. Она будит в нем множество страхов: Бандани переживает, что он не американец, что не способен и даже не собирается что-либо менять в своей жизни и в самом себе. Именно поэтому он выражает свою искреннюю, настоящую любовь к Камилле через жестокость».
Для того чтобы найти верную интонацию и нужную скорость речи представляемой эпохи, Фаррелл, готовясь к роли, смотрел картины с участием Джона Гарфилда и Уиллиама Холдена. «У Холдена такой роскошный голос. Более всего я подражал ему»,  — говорит актер, который в фильме старательно прячет свой родной ирландский акцент.
Роль Камиллы исполнила Сэлма Хайек. «У всех персонажей этого фильма богатый внутренний мир, Камилла и Артуро — натуры глубокие и страстные, но наиболее они уязвимы, и это очевидно, когда впадают ярость».
Второстепенную, но яркую роль в фильме играет Дональд Сазерленд, который после совместной работы с Робертом Тоуном над картиной «Без предела» вновь решил у него сняться.

Производство фильма

Для воплощения своей мечты на экране, режиссер окружил себя группой профессионалов, которую составили: пятикратный номинант на «Оскар» оператор Калеб Дешанель, обладатель премии «Оскар» художник- постановщик Денис Гасснер и двукратный обладатель «Оскара» художник по костюмам Альберт Волски.
Лос-Анджелес эпохи Великой депрессии съемочная группа воссоздавала под палящим солнцем Южной Африки. «Места Бункер-Хилл, где происходит большая часть действия фильма, больше не существует»,  — говорит продюсер Дон Грэнжер. «Архитектура того времени была нарушена. И мы знали, что нам придется создавать декорации. Только в Южной Африке мы смогли создать огромный макет Бункер-Хилла, не опасаясь, что что-либо застит нам горизонт».
Очень специфично решение Гасснера относительно архитектуры строений.
«Мы воссоздавали архитектуру того времени как комбинацию викторианского и современного стилей. Лос-Анджелес 30-х находился в состоянии упадка, и нам надо было показать уникальность того периода».
Оператор фильма Калеб Дешанель рассказывает о работе по созданию атмосферы Лос-Анджелеса: «Мы выбрали теплые тона, которые подходят той эпохе и климату Калифорнии. Красный цветок Камиллы самое яркое пятно в фильме. Создавая картину, мы пытались уловить дух времени, но, вероятно, самое важное в фильме — солнечный свет».
Дешанель объясняет, что качество света в районе 4-5 миль к северу от Кейптауна совпадает с качеством света в Лос-Анджелесе. Единственная сложность с освещением, с которой столкнулись оператор и его съемочная группа — движение солнца по небу в этой части света.
«Солнце восходит на востоке, как и везде, но в Южной Африке оно движется к северу, а не югу, прежде чем зайдет на западе. Нам нужно было сделать так, чтобы комната Балндини выходила на север и весь день освещалась солнцем. Солнце — полноправный персонаж фильма, мы хотели, чтобы оно присутствовало постоянно, ведь оно служит напоминанием Бандини о том, что, несмотря на обретенный рай любви, он должен продолжать бороться и трудиться».
Художник по костюмам Альберт Волски выбрал приглушенные и пастельные цвета. «Возникновение модных тенденций было феноменом в то время. Тогда у людей было только 3-4 хороших костюма, дающих полное представление об их хозяевах. Например, униформа Камиллы (официантка) и ее потрепанные гуарачи характеризуют ее положение в обществе. Бандини, несмотря на то, что он любит красиво одеваться, может себе позволить только один хороший костюм, говорящий о его успехе. В 30-е у людей не было денег и неудивительно, что им приходилось изо дня в день носить одни и те же платья и костюмы».

Роберт Тоун (режиссер/сценарист)
Четыре раза номинировался на награду американской киноакадемии.
За сценарий фильма «Китайский квартал» он получил премию «Оскар», а также BAFTA и «Золотой глобус». Тоун родился в Лос-Анджелесе и вырос
в Сан-Педро, где подрабатывал рыбаком (ловцом тунца). Позже он изучал философию в Pomona College в Клермонте. Среди его значительных работ как сценариста такие фильмы, как «Миссия невыполнима — 1, 2», «Фирма», «Дни грома», «Последний наряд».
По своим сценариям Тоун снял четыре фильма: «Спроси у пыли», «Personal Best», «Пьяный рассвет» и «Без предела», получивший признание у критиков и повествующий о великом бегуне на длинные дистанции Стиве Префонтене из Орегона.

Калеб Дешанель (оператор)
Пять раз номинировался на премию «Оскар» за фильмы: «Cтрасти Христовы», «Патриот», «Летите домой», «Нормальный», «Парни что надо».
Его работа в фильме «Черный скакун» поразила зрителей виртуозной красотой и принесла Дешанелю номинацию British Academy Award.
К тому же Дешанель получил премию от Национального общества кинокритиков за фильмы «Черный скакун» и «Being there»
Дешанель был также оператором картин: «Анна и король», «Сокровище нации», «Загнанный», «Послание в бутылке», «Счастливый случай».
Как режиссер он снял две полнометражные картины («The Escape Artist», «Crusoe») и множество короткометражек. Его короткометражный фильм «Trains» завоевал «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале. Им же были сняты несколько эпизодов сериала «Твин Пикс».

Отзывы о фильме
«Спроси у пыли» — выразительная, пробуждающая воспоминания адаптация романа Джона Фанте об эпохе Великой депрессии. Это очень изобретательно поставленный фильм, пронизанный глубокими чувствами, которые тонко и правдиво переданы исполнителями главных ролей Колином Фарреллом и Сэлмой Хайек.
Операторская работа Калеба Дешанеля призрачна и ритмична одновременно, мир как будто замирает в сияющем свете, а в приглушенном свете ночи выглядит притягательным, и даже пугающим. Элегантное и безупречное художественное оформление Дениса Гасснера бьет точно в цель».
Patrick McGavin, Screen

«Изысканное кино. Хайек никогда еще не выглядела столь привлекательной. Она смогла в полной мере отобразить взрывной характер Камиллы».
Sheri Linden, Hollywood Reporter

«Операторская работа пятикратного номинанта на «Оскар» Калеба Дешанеля блистательна. Картина переливается ядовито-желтыми и золотистыми оттенками, вы действительно можете почувствовать жаркий ветер и пыль».
Christy Lemire, Assocated Press

«Чудесное воспроизведение той части Лос-Анджелеса, которая уже давно исчезла, и великолепное актерское трио — Колина Фаррелла, Сэлмы Хайек и Идины Менцель. С живым и прекрасно поставленным освещением Калеба Дешанеля, тщательно продуманными декорациями Дениса Гасснера и ошеломляющими костюмами Альберта Волски «Спроси у пыли» претендует на звание «Самого красивого фильма года».
Edward Havens, Filmjerk (www.filmjerk.com)

13.05.2016
Поделиться пресс-релизом:
НОВИНКИ КИНОПРОКАТА
Книжный клуб
Book Club
2018, 16+, США, Комедия
Книжный клуб
Голубая игуана
Blue Iguana
2017, Великобритания, Триллер, Комедия
Голубая игуана
Репродукция
Replicas
2017, 16+, США, Великобритания, Китай, Пуэрто-Рико, Фантастика, Триллер
Репродукция
Time Freak
Time Freak
2019, США, Комедия
Time Freak
По половому признаку
On the Basis of Sex
2018, США, Драма, Биография
По половому признаку
Зло
Malicious
2017, 18+, США, Ужасы, Триллер
Зло