Сволочи
2006, Россия
98 мин. 16+
Мировая премьера: 02.02.2006
Релиз в России: 02.02.2006

1943 год. Полковник Вишневецкий получает правительственное задание: подготовить диверсионную группу бойцов-смертников, которая должна блокировать действия отборных немецких соединений «Эдельвейс». Группа набирается из находящихся в заключении подростков-уголовников 14-15 лет, на совести которых убийства и разбойные нападения.В секретном лагере они проходят специальную подготовку. Спецгруппе предназначено уничтожить фашистскую военную базу и погибнуть.

Премия канала «MTV-Россия» 2007

Победитель (3): Лучший фильм Лучшая экшн-сцена — «Уничтожение фашистской военной базы советскими детьми-диверсантами; финальный бой» Прорыв года ( Александр Головин )

НИКА 2007

Номинации (1): Лучшая мужская роль второго плана (Андрей Краско)

Пресс-релиз



Синопсис
«Ни любви, ни тоски, ни жалости…»
К. Симонов
Этими словами герой Андрея Панина, полковник Вишневецкий объясняет своим инструкторам, стиль отношений с юными воспитанниками диверсионной школы, обреченными сиротами-беспризорниками.
«Он не дает указание, он себя гипнотизирует, себя уговаривает, потому что знает, что будет и жалость, и сострадание, потому что люди есть люди, а дети есть дети, — поясняет Андрей Краско, сыгравший в картине одну из главных ролей.
1943 год. Количество беспризорных детей в районах эвакуации составило более 670 тысяч человек. Бездомные подростки, которые не боятся «ни Бога ни черта», группируются в уличные банды, грабят дома и продовольственные склады.
По постановлению ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 года «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» за совершение особо тяжких преступлений, дети приравнивались ко взрослым, вплоть до высшей меры наказания, в соответствии с УК СССР. Но в наркомате внутренних дел СССР было принято решение смягчить судьбу малолетних преступников и дать им шанс искупить свою вину перед Родиной. Для этого были разработаны рекомендации по созданию диверсионно-разведовательной школы для малолетних преступников, которым грозит высшая мера наказания. Теперь у обреченных на казнь появится выбор, шанс…
…После неудачного ограбления, во время которого были убиты сторож и милиционер, беспризорники Котя-«художник» и вор-карманник Тяпа попадают в КПЗ. Впереди суд, колония, а может быть и «вышка». Но в это время в алма-атинскую тюрьму приезжают сотрудники органов, которые отбирают подростков-сирот для участия в секретном проекте. После обучения в спецшколе, им предстоит выполнять различные диверсионно- разведовательные операции.
В лагере, раскинувшемся высоко в горах, сволочи-малолетки, как их называют взрослые, проходят настоящую школу жизни. Волею злого рока лишенные материнской ласки и отцовской руки, подростки обретают здесь, в спецшколе наставников, которые готовят из них диверсантов-профи, но не только... Когда смерть дышит в затылок, а неокрепший организм подвергается недетским нагрузкам, когда жесткое мужское общество выдвигает свои бескомпромиссные принципы, проявляются настоящие человеческие качества. «Люди проверяются на прочность именно тогда, когда попадают в экстремальные ситуации, — комментирует Андрей Краско,- про каждого становится понятно, что он из себя представляет». Здесь, в лагере, перед лицом смерти можно мстить, можно льстить, можно остаться сволочью, а можно стать героем. Многие пацаны не выдерживают. Самоубийство, убийство при попытке к бегству, убийство из мести, расстрел предателя…
Два главных героя, Котя и Тяпа, прошедшие за свою недолгую жизнь почти все круги ада, поначалу хотят сбежать из лагеря, но, понимая безысходность ситуации, отказываются от намеченных планов и до конца проходят подготовку в школе. За время пребывания в спецлагере, общаясь с добрым и открытым завхозом дядей Пашей, мальчишки получают недополученное тепло родительской любви.
Отправив на боевое задание группу из восьми мальчишек, сумевших пройти жесткое и смертельно опасное обучение в спецшколе до конца, дядя Паша постирал их одежду: «Пацаны вернутся в Чистое оденем».
Военный самолет уносит группу диверсантов-малолеток в снежные Альпы…
На глазах у Коти и Тяпы, которые первыми десантировались из стратегического бомбардировщика и чудом остались незамеченными, один за другим погибают бывший магазинный вор Принц, «ломщик» Бабай, профессиональный «форточник» Шкетяра, налетчик Заяц, рыночный карманник Окунь, в прошлом наглый малолетний грабитель Кучер. Их осталось только двое. Можно бежать, можно спастись, по тайным альпийским тропинкам пробраться в ближайшее селение и раствориться в море жизни. «Мы должны отомстить за ребят!» Кот и Тяпа взрывают секретную базу воздушного наведения и связи. Неуязвимый «Гефлюгельхоф» уничтожен! Истекающий кровью, Кот приказывает Тяпе уходить… С вершины горы, под которой остался раненный Котя, сползает снежная лавина…
… Они не знали, что через много лет им суждено встретиться снова.
О фильме
Сильное, вызывающее название фильма, мгновенно пробуждает яркую психологическую реакцию. Мотив настоящей мужской дружбы, природа любви и ненависти, корни братства двух пацанов, оказавшихся в экстремальных обстоятельствах, в которых усугубляются конфликты отношений, несомненно, волнуют современного зрителя.
То, что картина «Сволочи», снятая в модном жанре криминальной экшн-драмы, — это экранизация книги-бестселлера, ставшей ярким сценарием с захватывающей исторической интригой, безусловно, является сильной стороной проекта. Актуальная нравственно-патриотическая история детской трагедии, жестокой борьбы беспризорников за жизнь рассказана без сантиментов. В картине снималась незаурядная группа актеров-детей и популярные актеры Андрей Панин и Андрей Краско, олицетворяющие образ современного героя.
СЦЕНАРИЙ
Владимир КУНИН

Острослов, скептик, психолог, наблюдатель, стилист…Родился в Ленинграде 19 июня 1927 года. С легкой журналистской руки прозванный «акробатом изящной словесности», за свою долгую жизнь Владимир Кунин побывал и военным летчиком, и спортсменом, и артистом цирка, и водителем такси, и журналистом. В 1967-м по его сценарию на экраны вышла военная драма «Хроника пикирующего бомбардировщика», после чего Кунин был негласно зачислен в цех ведущих советских кинодраматургов. Широкую известность принесла писателю опубликованная в начале 1988-го в журнале «Аврора» повесть «Интердевочка», которую в 1989-м экранизировал Петр Тодоровский. Фильм «Интердевочка» стал последним кассовым хитом советского кинопроката.
Книги Владимира Кунина изданы в 23 странах мира, переведены на 17 языков. С начала 1990-х писатель живет и работает в Мюнхене.

Сценарий фильма «Сволочи» написан Александром Атанесяном по одноименной повести Владимира Кунина, героями которой стали малолетние воры и убийцы, которых вытаскивают из тюремных камер и направляют в засекреченный тренировочный лагерь в горах, где из них предполагается в кратчайшие сроки сделать диверсантов-парашютистов, обученных действовать в тылу врага.
Автобиографическая повесть претендует на правдоподобность, но нет точных фактов, подтверждающих достоверность существования подобных спецлагерей. Все герои картины — вымышленные персонажи.
Александр Атанесян: «В этом сценарии есть главное, то, что должно быть в любом фильме, — увлекательность. Это вроде бы не детектив, не экшн в чистом виде, не Кафка и не Набоков. Простая история, оторваться от которой невозможно. Я хочу сказать только, что за пятнадцать лет продюсирования мне в руки попадала, может быть, всего пара сценариев такого высокого кинематографического качества».
ВИДЕНИЕ
Александр АТАНЕСЯН

Семья для него значит все. В детстве мечтал стать волшебником и водить Jaguar. Филолог по первому образованию. Владеет языками. Автор книги «Краткая инструкция для начинающего продюсера» — первого в России систематического изложения основ продюсерской профессии. Александр Атанесян, по словам Андрея Панина, «режиссер красивого кино», у которого даже фильм о гангстерах («24 часа» — первый в новейшей истории российского кино дорогостоящий гангстерский фильм, снятый в жанре криминальной драмы) выходит эстетским, художественным, не говоря уже об эрмитажно-живописном «Летнем дожде».

Родился в 1953 году. Окончил филологический факультет Тбилисского педагогического института имени Пушкина, а в 1989 году — Высшие режиссерские курсы, где занимался в мастерской Романа Балаяна. В качестве второго режиссера Александр Атанесян работал на картинах Сергея Параджанова, Александра Рехвиашвили, Нодара Манагадзе. Как режиссер-постановщик дебютировал короткометражными фильмами «Письма маркизы де Монтемайор» (1983), «Мост короля Людовика II» (1989), «Танец» (1990). В 2000 году Александр Атанесян поставил свой первый полнометражный художественный фильм «24 часа», в котором также сыграл одну из ролей.

Александр Атанесян: «Сволочи» — история о братстве двух пацанов, оказавшихся в грязи, в ненависти, в крови. Природа любви и ненависти лежит ведь не в историческом материале. Достоверность работает только в отношении костюмов, техники и прочего. Как говорил Сергей Параджанов, который привел меня в кино, «не обязательно снимать войну, если фильм о войне». Война — это фон в той же степени, в какой вся наша жизнь — фон для человеческих чувств. Что бы я ни делал, всегда для меня главным остается человек — как он поступает в определенных обстоятельствах. Обстоятельства нужны для того, чтобы проявить человека, то, на что он способен».
«Я хочу им бессмертия. Я им бессмертия хочу, — твердо говорит Александр Атанесян. — Мне очень обидно думать, что все дети, попавшие в этот лагерь, умерли». И, чуть подумав, заключает: «Никто не умер».
«Хотя Кунин в тот период, который он описывает в своей повести, был 14-15-летним подростком, я не думаю, что его литература абсолютно достоверна. Мы видим эмоциональные вспышки памяти, которые сегодня возникают в его сознании и передаются пером на бумаге. Любой человек помнит лишь эмоции и детали, окружавшие эти моменты. Если вглядеться в свою память, она вся состоит из вспышек радости и печали».
«…Когда я придумываю визуальное решение гибели одного из моих персонажей, то это делается не для того, чтобы зритель заплакал, а для того, чтобы показать ужас бытия. Мне самому трудно смотреть на это. После съемок некоторых сцен нашей картины невозможно было говорить. Когда мы снимали финал, у оператора на глазах были слезы. Два старых человека в исполнении Владимира Кашпура и Владимира Андреева, два постаревших наших пацана через шестьдесят лет встречаются там, где они провели несколько месяцев своего детства. Ничего особенного в этой сцене не происходит. Они садятся рядом и говорят друг другу очень простые слова: «На высоте и так тяжело дышится, а ты еще и куришь», «Вот и свиделись мы с тобой, Тяпкин Валентин Петрович». И все. Из тривиальных фраз эти два великих актера сделали удивительную по эмоциональному накалу сцену, от которой оператор, человек, смотрящий на них в камеру, задохнулся, просто не мог несколько минут разговаривать. За этими словами, сказанными старыми людьми, лежал огромный пласт сцен, тысяч кадров, из которых состоит картина. История пришла к финалу. И это самое главное, когда делаешь кино. Очень важно достигнуть эмоциональной синхронизации того, что ты делаешь, с тем, как это воспринимается зрителем.
«…Жизнь страшнее, чем любое самое страшное кино. Если говорить об отражении темы смерти в нашем фильме, то оно очень слабо относительно беды, катастрофы, ужаса 40-х годов, который царил в нашей стране, да и во всем мире. Но сила кинематографа, как и любого другого вида искусства, в том, что каждую беду, каждую смерть переживаешь вместе с героями. Чужая судьба становится кусочком твоей жизни. Но когда говорю об ужасе, о смерти, о детях, я говорю и думаю об этом как о части действительности, а не как о чем-то, заслуживающем суда. И уж точно никогда не хотел бы быть судьей никому. Может, это отстраненная позиция, но я уверен, судить будут где-то там и каждый получит по заслугам».

Сергей Рыченков: «Нам очень повезло с режиссером. Александр Ашотович поддерживал нас, создавал нужную атмосферу. Я смотрел его картину "24 часа" — отличный фильм. Там играет Андрей Панин, с которым мы встретились на съемочной площадке "Сволочей". Панин мне очень нравится как актер. А режиссеру он, видимо, особенно близок, раз он его так и снимает с тех пор».

ПРОИЗВОДСТВО
На время съемок горы Армении превратились в горы Казахстана и Австрийские Альпы. Для проведения сложных высотных съемок в Армению из Киева был привезен уникальный, чуть ли не единственный в своем роде операторский кран, в свое время участвовавший в съемках легендарного «Титаника».
В картине задействовано огромное количество инженеров, консультантов, пиротехников. Проводились сложные вертолетные съемки с использованием новейших технологий кинопроизводства.
Работа над фильмом продолжилась в Москве. Четвертый павильон киноконцерна «Мосфильм» наполнился суровыми, но профессионально и стильно выполненными выгородками тюремной камеры и палаточного лагеря, кабинета полковника Вишневецкого и каморки доброго завхоза дяди Паши.
ТРЮКИ
Прыгать с парашютом, подниматься по отвесным скалам, осваивать основные приемы рукопашного боя — вот только немногое из того, что должны были уметь «сволочи», воспитанники школы диверсантов. На картину была приглашена группа каскадеров Александра Балабушевича, в которую кроме десяти опытных мастеров, вошли и каскадеры-дети — Илья Сысоев и Иван Балабушевич.

Александр БАЛАБУШЕВИЧ, актер, каскадер, постановщик и исполнитель трюков таких фильмах, как: «Роковые яйца», «Крестоносец», «Барханов и его телохранитель», «Тесты для настоящих мужчин», «24 часа», «Чек», «Сбежавшая мумия», «Русские амазонки», «Загадка сфинкса», «Голова Гоголя», «Человек-амфибия», «Тайна «Волчьей пасти», «Небо в алмазах», «Сибирский цирюльник».

Александр Балабушевич: «На съемочной площадке не должно быть новостей, поэтому самый лучший трюк — подготовленный. Вот Женя уже повисел над пропастью и потом, на съемках, чувство страха у него притупилось — он начал выполнять актерские задачи».

Александр Головин: «Прыжки с парашютами делали каскадеры, а выпрыгивали из самолета мы. Нас снимали крупным планом, а прыгали мы невысоко».

Армен Петросян, президент Федерации каскадеров и экстремальных видов спорта Армении сыграл в фильме « Сволочи » роль одного из инструкторов.

Сергей Рыченков: «Мы с каскадерами дружим. Перед началом съемок мы тренировались, ходили в спортклуб».

Александр Головин: «Спортивный клуб наших каскадеров. Мы четко ходили на все занятия, каждый день занимались, упражнялись, отжимались, лазали по канатам прыгали, ходили в строю. Нас готовили. Приготовили. В Армении мы прошли тяжелое испытание».

СВОЛОЧИ ВЗРОСЛЫЕ
Роли наставников пацанов исполняют два наиболее харизматичных актера нашего кино: Андрей Панин и Андрей Краско.
Андрей ПАНИН, заслуженный артист РФ.
Его называют русским Николсоном. Загадочный и притягательный. Упрямый и талантливый. Жесткий и остроумный.
«Семь лет безвылазно на экране» — говорит о себе Панин. На его счету около сорока кино- и телеролей. На спектакли с его участием невозможно достать билеты…
Родился в Новосибирске, а детство провел в Кемерово, где начал поиски самореализации, которые поначалу привели его в пищевой институт. И вдруг резко «потянуло в режиссуру», которую он отправился изучать в Кемеровский институт культуры, где Панин играл в студенческих постановках, а затем некоторое время проработал в Минусинском театре. В 28 лет окончил Школу-студию МХАТа (мастерская А.Калягина) и стал актером МХАТ имени А.П.Чехова. Одну из первых ролей в кино Андрей Панин сыграл в фильме «По прямой». Но окончательно прославиться Панину удалось после картин «Мама, не горюй» Максима Пежемского, «Мама» Дениса Евстигнеева, «Свадьба» Павла Лунгина, «Женщин обижать не рекомендуется» Валерия Ахадова, а также в боевике Александра Атанесяна «24 часа».
Увлекается охотой и рисованием.
«Кандидатура подходящая. Заслуженный мастер спорта СССР, подполковник, одинок, год назад жена и сын умерли от тифа. Возвращен из мест лишения свободы, чтобы искупить...» Такую характеристику героя дают Панину, назначая на роль. Перед камерой Панин — без лишних слов и сантиментов, с выправкой кадрового офицера и наколкой "образца 37-го года" на руке.
Андрей Панин: Мой герой, как всегда, человек со сложной судьбой. Вешневецкий поставлен в патовую ситуацию, находится между жизнью и смертью. У него есть некая передышка, между тем, как уйти в небытие. Он это понимает, он — некий мыслящий Титаник, который понимает, что он уже напоролся на айсберг. Он прячется за некой коркой. После череды лагерей, через которую он прошел, он уже мало чего выпускает из себя. Оставшись при руках и ногах, он лишился части души.
Андрей Краско играет старшину лагеря дядю Пашу, и характер его героя гораздо мягче.
 

Андрей КРАСКО
Он не любит говорить о себе, ловко скрывая тайну своего Я за обаятельной улыбкой под пышными усами. Слава пришла к нему поздно, но прочно. «Самый органичный и обаятельный мент» окрестили его зрители и критики, а он мечтает о роли бандита, уверенный, что даже самый последний преступник может быть порядочным человеком. Все настолько удивились, открыв для себя актера Андрея Краско, что в 2002 году по рейтингу независимого агентства «Гэллап-медиа» Краско оказался в номинации «Открытие года». С тех пор его лицо практически не сходит с телеэкрана. Порою сериалы с его участием идут сразу по нескольким каналам...
Родился в 1957 году в Ленинграде, в семье народного артиста России Ивана Краско. В 1979 году окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (мастерская А.И.Кацмана). В том же году дебютировал в кино. Первые большие роли сыграл в картинах Дмитрия Светозарова «Прорыв» и «Псы». Встреча с этим режиссером серьезно повлияла на актерскую карьеру Андрея Краско. Это был прорыв к популярности. В 1999 году Светозаров утвердил его на роль в сериале «Агент национальной безопасности». С тех пор Краско — один из самых востребованных актеров в самых разных жанрах отечественного кино. Играл в фильмах «Операция «С Новым годом» и «Блокпост» Александра Рогожкина, «Сестры» Сергей Бодрова-младшего, «Копейка» Ивана Дыховичного, «Олигарх» Павла Лунгина, «72 метра» Владимира Хотиненко, «Богиня: Как я полюбила» Ренаты Литвиновой». Больше всего любит отдыхать дома с книжкой на диване или у телевизора.
В последнее время работает и как телеведущий в программах «Арсенал» (СТС) и «Кто хозяин в доме» («Культура»).

Андрей КРАСКО: «В нашей стране могло быть все, что угодно, если детей сажали и расстреливали с 12 лет. Мой персонаж прошел лагеря, до этого был спортсменом, ходил в горы вместе с героем Андрюши Панина. Он прошел все, и наверняка знает, чем это все закончится, и для детей, и для него, и для его друга, полковника Вишневецкого. Их всех уберут, уберут, потому что проект секретный и не дай Бог, если что-то просочится. Но он остается человеком потому что ему ничего не страшно после того, как он прошел войну и тюрьму, он становится бескожным, с нервами наружу, он не считает нужным скрывать свое отношение и к детям и к замполиту, тем более что конец один — стенка.
Кто в этом фильме сволочи? Да все. Сволочи те, кто придумал это, сволочи, кто это делает, да и детишки тоже сволочи порядочные: убить человека за мешок муки. Но и их понять можно: родители — сволочи. В общем, сволочи все. Но есть жалостливые сволочи, есть страдающие сволочи, а есть бессовестные сволочи».
СВОЛОЧИ — ДЕТИ
Александр Атанесян: «Два наших главных молодых актера — Саша Головин и Сережа Рыченков — не слабее многих взрослых актеров. Надо было видеть, как они готовились к съемкам и как снимались. У меня особая система отношений с актерами — я не люблю с ними работать в том смысле, который обычно вкладывается в это слово. Я предпочитаю вытаскивать из актера то, что в нем уже есть, то свое, родное, что внутри заложено, — любовь, ненависть. А в этих пацанах заложено очень многое».
Александр ГОЛОВИН, или просто Санек.
Родился в пятницу 13 января 1989 года. С самого раннего детства хотел стать актером, «как Шварцнейгер».
В жизни боится подлости и предательства. Обожает Linkin Park,
аквапарк, русский бильярд, дискотеки, потрясающе танцует.
Предпочитает скитерский стиль одежды. Любимый актер Джим Керри. Учится в школе, собирается поступать в Высшее театральное училище им. Щукина.

Александр Головин: «В девять лет я стал заниматься у Зайцева, потом снялся в клипе Найка Борзова. А там пошло: фильмы "Бледнолицый лжец", "Повелитель луж". Мое фото внесли в актерскую базу данных. Вскоре меня позвали в "Ералаш", сначала в массовку, а потом и на главные роли. Последнее время я часто снимался в "Ералаше", наверное, поэтому меня заметили и пригласили на пробы "Сволочей". Первый раз я пробовался на роль Студера. Во второй — на Котю. Оказалось, что пленка с пробами Студера стерлась, и мне пришлось приехать еще раз, и тогда меня утвердили на роль Коти.
В принципе, я его понимаю. Он сирота, а значит, в то время — в 1943 году — его судьба была предопределена. Он вор и бандит, но он грамотный человек, у него есть голова на плечах. Кот единственный из всех этих ребят, кто способен думать, анализировать. У него есть друг Тяпа, которого он очень любит и которого он никогда не бросит. Тяпа очень предан ему, они помогают друг другу советами. Его товарищ — единственный человек, который ему близок. Между мальчишками есть уважение, и это главное. Со всеми остальными мой герой ведет себя жестко. "Сволочи" — это жесткое кино, и мой герой такой же».

Сергей РЫЧЕНКОВ
«Сволочи» — это его первая картина, но его имя уже засветилось в прессе и во всемирной паутине. Нет сомнения, что когда фильм выйдет на экраны, то и критики, и зрители присоединятся к мнению съемочной группы, что Сережа Рыченков — это маленький Евгений Леонов. Искрящееся обаяние и нежная ирония, с первой минуты заставляющие полюбить этого четырнадцатилетнего мальчишку, позволяют сравнивать его актерское дарование с талантом великого мастера экрана и сцены. Сергей пока не до конца определился с выбором профессии, ему нравится работа и актера, и оператора. Он просто любит играть, мечтает не столько о сцене, сколько об арене. Хочет стать клоуном и учится в цирковом интернате Юрия Никулина.

Сергей Рыченков: «Я играю роль Тяпы. Полгода назад к нам в цирковой интернат пришли два ассистента, многих фотографировали, чтобы потом режиссер мог просмотреть кандидатов. Потом нас пригласили на кастинг, который я успешно прошел. И уже после Нового года мы начали работать.
Мой герой, он веселый. Но проблемный. Он все время влипает в разные неприятные ситуации, а Кот его всегда выручает. Или наоборот. Например, когда нас ловят, я говорю, что пора сматываться, а Кот возражает, говоря, что еще не время, что надо выждать момент… По фильму Котя старше Тяпы, а значит — опытнее. Тяпе очень повезло с товарищем. Наши герои — малолетние рецидивисты, уголовники. Однажды во время ограбления продсклада их заметают, сажают в тюрьму, откуда потом пересылают в спецлагерь, где учат всему, что может пригодиться на войне. Мы бегаем, ползаем, стреляем, деремся. После этого нас отправляют на задание, во время выполнения которого гибнут все, кроме меня и Кота».

Сергей Рыченков, Тяпа: Было страшно, когда я в первый раз выстрелил в человека... Из этого пистолета стреляет сначала милиционер, он откатывается мне. Было страшно, я не хотел стрелять.
Александр Головин, Кот: Когда наши персонажи попадают в лагерь, начинается крутая мужская жизнь. Кот, и Тяпа меняются, становятся взрослее.
Тяпа: Они хотят стать лучше, чтобы убежать из этого лагеря, взять воспитателей «на доверие»…
Кот: Мы понимаем, что нас отправляют на войну. Война в 13 лет... Не хотелось умирать. Мы же дети. Сволочи…
Тяпа: И милиционеры, и мы — сволочи, потому что на войне нет добрых, все злые.
Кот: Почему же...
Тяпа: Потому что, Кот, если ты убил, ты — злой. Мне так говорили. Ты не можешь быть добрым, если ты убил человека...
Тяпа: Наши персонажи, когда вернулись из этой мясорубки, задумались: "Зачем нам такое прошлое? Начнем все с чистого листа и будем добрыми".

Александр Атанесян: «…Мальчишки очень хорошо понимают, что такое предательство, дружба, долг, братство. Время не меняет мальчишек. Десять тысяч лет они были такими же, как и сейчас.
В 1935 году был издан указ (Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 года «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних»), в котором дети от 12 лет и старше приравнивались в своих преступлениях ко взрослым. Наказание следовало соответствующее. Каждый из юных персонажей повести и фильма «Сволочи» — преступник, убийца, у которого было два пути: «вышка», расстрел, или лагерь по подготовке спецбригад. Что гуманнее — расстрелять их по закону или дать шанс? Я не могу ответить. Так сложилась судьба этих детей...»

ОДИННАДЦАТЬ ДРУЗЕЙ ОУШЕНА…
«Полюбуйтесь, — представляет свою команду режиссер Александр Атанесян. — Слева стоит Принц — он стоит один всегда, он работает «по-царски». Рядом стоит Окунь. Вот самый маленький — Шкетяра. Когда я их выбирал, сначала искал типаж. Я держал в голове, кто мне нужен, а потом смотрел пацанов — и они смотрели, кто они, что они. Пацаны подбирались для съемок долго и тщательно: примерно половина из них прошли школу «Ералаша», еще половина — из театральных школ, училищ. Сережа Рыченков, который играет беспризорника Тяпу, — из циркового интерната Юрия Никулина, есть и профессиональные дети-каскадеры — Илья Сысоев и Иван Балабушевич.
Кот (Александр Головин):
- …Так начальнички склада полтонны масла на нас повесили, да тонну сахара!.. Это, что ли, ваши "люди"?! Перед этим "обществом" я должен вину искупить?!

- …В колонии я уже был. Лучше на фронт…

Тяпа (Сергей Рыченков):
- "...И тогда с потухшей елки тихо спрыгнул Ангел желтый, и сказал:
"Маэстро, бедный, вы устали, вы больны... Говорят, что вы в притонах по ночам поете танго!.. Даже в нашем светлом небе были все удивлены..."

- Антон!! Пусти меня!.. Я ему кишки выпущу!.. Антон, миленький, пусти меня!! Зарежу, падлу, гниду вонючую!!!

- А может, мне признаться, что у меня отец на фронте? Вдруг отпустят…

Бабай (Никита Ерунов):
- Я по водосточным трубам на пятые этажи лазал и меня никто не страховал,
да еще с "помытым" шмотьем вниз спускался!.. А уж тут-то — в гробу я всех видел и в белых тапках!!!

- Банкуй, Художник! Ты бугор, ты и мазу держишь!..

Маэстро (Владимир РУСАКОВ):
- А черт его знает… Может, я и еврей. На всякий случай, числюсь молдаванином.

- Потом напоешь мне еще раз про этого... Ну, как его?.. Про "желтого
ангела"? Я может мотивчик подберу... Ладно?

Кучер (Алексей СОБОЛЕВ):
- Не трухай, Художник! Я аккуратненько. Чтобы потом внизу не мудохаться!..

- Какой ты мне «старший»?! Вали отсюда, крути баранку!..

Окунь (Игорь ЮРТАЕВ):
Мы ж не нарочно лыжи ломаем, Виктор Иваныч. Чесслово… Вот я лично в поворот войти не могу и христиания, ну, никак не получается!

Принц (Олег БУГАНОВ):
- Я на воле был магазинный вор и чую, где что лежит. Я спец в этом.

- А сейчас, Антон Вячеславович, время такое — ни в чем нельзя быть до конца уверенным.

Калуга (Семен СИВКОВ):
- А пошли вы все...

Матаня (Илья СЫСОЕВ):
- А вот залежимся — кто быстрее до верху доскачет?! Ты же — вор авторитетный, проиграть не захочешь — люди смотрят...

Студер (Кирил ЕМЕЛЬЯНОВ):
- Какие еще папиросы?! Ты знаешь, с кем говоришь? Ты еще на свет не вылез, а я уже срока мотал, по тюрьмам чалился!.. Да у меня только в зону уже пять ходок было!..

- Хватит пургу мести. Вы прав не имеете меня расстреливать! Я малолетний… Без суда не имеете права. Пацаны, это что же творят, беспредельщики! Сволочи!

Череп (Митя ГОРЕВОЙ):
- Здесь мне кранты. Здесь я точно сдохну как Матаня… А так вдруг, проскочу, а нет, что здесь сгинуть, что там, один черт.

- Пошел ты, начальник херов…

Шкетяра (Мариус ШТАНДЕЛЬ):
- Колбаса, сгущенка, тушенка. Давай все… завтра опять придем.
Заяц (Александр ВЕРБИЦКИЙ)
«…В ослепительном свечении был растерзан налетчик Заяц».
Александр Головин: «Одиннадцать друзей Оушена… В Армении с друзьями мы жили весело, тусовались, не спали по ночам, некоторое время мы проводили как в лагере. Принц, Окунь, Бабай, Калуга, Шкет, Маэстро — мой друг, Студер, Кучер… Все прикольные ребята, всем клички очень подходят.
Сергей Рыченков: « И в жизни и в кино мы зовем друг друга по кличкам. В самом начале нам поставили цель, чтобы мы именно так обращались друг к другу, это быстро вошло в привычку».
Андрей Панин: «У нас с ребятами проблем особых не было. Я думаю, трудности если и были, то приходились на их игровые междусобойчики. Правда, у некоторых из них есть ералашевское прошлое, что несколько сказывалось на манере игры, но они справлялись. Но я не все видел, ведь в фильме я появляюсь фрагментарно, потому что это все-таки фильм о детях, я лишь обрамление».
Андрей Краско: «Дети шумные... Шумные, но вежливые».

МЕСТО СЪЕМОК
«...Тысячу лет никто не поднимался сюда зимой», — уверяет Атанесян. У создателей картины не было цели делать акцент на тех или иных географических декорациях. Нужны были просто горы.
Для съемок большей части своего нового фильма Александр Атанесян выбрал место на высоте 2300 метров. Рядом Арагац — 3500 метров над уровнем моря — вершина, ставшая самой высокой в Армении после того, как турки отобрали Арарат. Внизу — живописное ущелье Амберт. Справа — развалины крепости Ашота Железного VIII века, которая, говорят, остановила самого Тамерлана. На горизонте — Арарат, где-то далеко внизу — Ереван. А здесь, в горах, устроили спортивную площадку: брусья, турники, канаты. Окрестности озера Севан превратились в австрийские Альпы. Там снимали высадку юных диверсантов возле немецкой военной базы «Гефлюгельхоф», взрыв базы и отдельно — эпизод с несчастным случаем на тренировке.

Прежде чем оборудовать съемочную площадку, три месяца пришлось расчищать от снега дорогу, которую открывают только с середины апреля, а съемки должны были к тому времени уже начаться. «Здесь было абсолютно пустое место, — рассказывает художник-постановщик Максим Фесюн, — чтобы построить лагерь, нужно было поднять наверх каждый гвоздь и доску».
«Армяне — великие каменщики и автослесари, — усмехается Максим. — Полуторку военных лет мы собирали сами, из кусков...»
Александр Атанесян: «Зайцы очумелые, лисы к нам на свет иногда выходили, кто-то даже волков видел. Места-то заповедные — когда дорогу прокладывали, птицы с ума сошли — под колеса бросались. Дорогу под снегом мог найти только один тракторист в деревне. Потом по этому коридору с двухметровыми снежными стенами одних камней 50 грузовиков наверх подняли, не считая остального: бревен, деревьев и всего, что нужно для тренировочного лагеря. А потом все декорации разобрать и вниз спустить надо — чтобы все осталось, как до нашего прихода, как веками было...»
Андрей Панин: «...Горы. Мы снимали возле замка, который в свое время не стал брать Тамерлан, прошедший мимо. Что ж, его можно было понять — замок окружают крутые обрывы. Очень большое впечатление произвели на меня древние христианские монастыри, которые там существуют с незапамятных времен. Рядом с ними возникает чувство "корней"...»
«Несмотря на жестокую канву этого произведения, картина «Сволочи» все-таки будет красивым фильмом, может быть жестоко красивым. Александр Атанесян в свое время так как много работал с Параджановым, что стал режиссером красивых фильмов. Что бы там ни происходило, он должен быть красивым. Человек может лишний раз задуматься о том, что он конечен. Проживи хотя бы немножко. Человек начинает жить, когда вспоминает: «Ой, мне же совсем немножко времени осталось! Нужно пожить».
Сергей Рыченков: «Мне в Армении очень понравилось, хотя сначала было непросто, надо было ко многому привыкать. Я запомнил Армению красивой и холодной страной».
Андрей Краско: «Горы?! У Льва Николаевича Толстого в «Казаках» сказано: «А горы...» Когда они только к ним подъехали, увидели, воскликнули: «А горы!» И все. И восклицательный знак».

ЗАБАВНЫЕ ФАКТЫ
Тату фасона 43-го года
Александр Атанесян: «Почти все наши герои в татуировках. Мне как гримеры сказали, что часа по два будут их рисовать, я сразу ноу-хау предложил: закажите штампы и наставьте их на пацанов за пятнадцать минут».
Любимая сцена
Тяпа: «Для меня самая любимая сцена — это когда мы склад грабили».
Кот: «А мне нравится 113-я сцена, когда после взрыва мы лежим окровавленные, я без кисти руки… Тяжелая сцена. Два друга, которые никогда друг с другом не расставались, и вдруг я говорю ему: "Иди. Спаси себя и меня". Так много нужно было перебороть Тяпе, чтобы послушать меня. Я отпускаю Тяпу, но мне плохо. Это, на мой взгляд, самая трогательная сцена в кино. Самая нелюбимая — это никакая, потому что съемочная группа фильма — просто супер, каждую сцену нам прекрасно объясняли, во многом помогали».
Тяпа: «У меня есть самая нелюбимая сцена — когда я пою про ангела. Я не люблю петь, признаюсь, у меня вообще нет голоса. Мне не понравилось, как я играл в том эпизоде».
Андрей Краско: «Про излюбленные сцены — это вопрос к голливудским актерам. Так же как и про смешные ситуации. Смешные ситуации бывают для группы, которая живет вместе полтора или два, или три месяца, конечно, происходит что-то смешное, а рассказать постороннему человеку невозможно. Человек, как правило, спасается чувством юмора. Мне тяжело было со здоровьем, но ничего, выжили».

Суперлагерь
Кот: «Армения — супер! Мы жили там в таких условиях, в которых я никогда не жил. Горы… Балабушевич — наш каскадер, наш надзиратель, который за каждую выкуренную сигарету заставлял отжиматься по сто раз, кричал нам: «Соточку, соточку, соточку». Всех собирает и мы такие, э-эх. Утром, я помню, нас Балабушевич будил: «Давайте, вставайте, а то я вас холодной водой!», открывает окно, балкон, а там, между прочим, зима».
Тяпа: «Подкачались там, в Армении».
Кот: «Прямо условия суперлагеря. Жили все очень дружно. Все друг другу помогали. Было очень прикольно, весело. С Маэстро мы даже свою маленькую группу сделали, сочиняли песни. Про что можно в Армении написать? Мальчики скучают о девочках. Группа наша называлась «Широка нога».

Фирменные усы
Андрей Краско: «Когда мы снимались в Армении, у меня были свои усы, а потом оказалось, что я должен досняться в картине, в которой я думал, что уже отснялся, а там я чисто выбрит. Мне пришлось побриться и найти свои усы у гримера из «Гибели империи». А их изготавливали точно по моим».
Ничего интересного
Андрей Панин: «Под "интересными" моментами вы, журналисты, подразумеваете что-то аварийное. Слава Богу, "интересного" ничего не было — никто не упал, не разбился, ничего такого. Все было достаточно гладко, как это всегда бывает у Атанесяна. Он планомерно и четко организует процесс съемок».


 

13.05.2016
Поделиться пресс-релизом:
НОВИНКИ КИНОПРОКАТА
Бельканто
Bel Canto
2018, 16+, США, Триллер, Драма
Бельканто
Голубая игуана
Blue Iguana
2017, 16+, Великобритания, Триллер, Комедия
Голубая игуана
Вернуть Бена
Ben is Back
2018, США, Драма
Вернуть Бена
Репродукция
Replicas
2017, 16+, США, Великобритания, Китай, Пуэрто-Рико, Фантастика, Триллер
Репродукция
Братья Систерс
Sisters Brothers, The
2018, США, Франция, Испания, Комедия, Приключения, Боевик, Драма
Братья Систерс
Зло
Malicious
2017, 18+, США, Ужасы, Триллер
Зло