Горбатая гора
Brokeback Mountain
2005, США
129 мин. 16+
Режиссер: Энг Ли
Релиз в России: 16 марта 2006
Релиз в США: 02 сентября 2005
Кинокомпания: Paramount, Alberta Film Entertainment

Техас. Вайоминг. Край мужественных мужчин. Здесь даже малые дети умеют держаться в седле и управляться с лассо. Не самое лучшее место для двух парней, которые вдруг понимают, что не могут жить друг без друга. Особенно, если действие происходит в 1963 году, один - простой ковбой, а другой - помощник хозяина ранчо. Тот жаркий летний день, когда они случайно встретились, станет началом напряженной и долгой истории. Сложные отношения Джека и Энниса между собой, с женщинами и родителями, жены, семьи, дети. У этих двоих было много поводов выкинуть из головы свою «дурь», однако жизнь оказалась сложнее и трагичнее.

Британская академия 0

Гильдия актеров 0

Венецианский кинофестиваль 0

Европейская киноакадемия 0

Премия канала «MTV» 0

Золотой глобус 0

Оскар 0

Сезар 0

Пресс-релиз



Саундтрэк к фильму «Горбатая гора», созданный Густаво Сантаолалья, получил премию «Оскар» за лучшую музыку 

Официальный сайт фильма: www.brockbackmountain.com


По мотивам рассказа обладательницы Пулитцеровской премии Анни Пру, опубликованном в 1997 г. в журнале The New Yorker.


Синопсис:
Вайоминг, 1963 год. Ковбой Эннис Дель Мар (Хит Лэджер) и наездник родео Джек Твист (Джейк Гилленхаал) наняты скотоводом Джо Агирре, чтобы стеречь его стада. Молодые люди разбивают лагерь на величественной Горбатой горе и там, вдали от цивилизации, ведут тихий, созерцательный образ жизни. Днем — следят за скотом, а вечерами — сидят у костра, пьют виски и беседуют о жизни. Немногословный, задумчивый Эннис и живой, любознательный Джек понимают друг друга без слов. Оба вскоре осознают, что между ними существует нечто большее, чем просто мужская дружба. Но жаркое лето подходит к концу, и их пути расходятся. Эннис уезжает и женится на молодой красавице Альме (Мишель Уильямс). Их брак приносит им двух дочерей. А Джек берет в жены королеву родео Лорин Ньюсам (Энн Хатауэй), у них рождается сын. Спустя четыре года Альма приносит Эннису открытку от Джека, где он пишет, что собирается навестить своего старого друга в Вайоминге и вспомнить былые времена. Эннис потрясен этой новостью и неожиданно нахлынувшими на него чувствами, а когда Джейк приезжает, они оба понимают, что долгие годы разлуки сделали их привязанность друг к другу еще более стойкой. С этой минуты они будут тайно встречаться несколько раз в год. В разлуке им придется решать непростые вопросы верности, преданности и взаимного доверия. Единственное, что останется неизменным в их жизни — это любовь.


История создания

Сценарист Даяна Оссана: 
Осенью 1997 г. я вместе со своими друзьями и коллегой Лари МакМартри проводила время в Техасе. Однажды мне случайно попался под руку The New Yorker c рассказом Анни Пру. Рассказ настолько потряс меня, что, читая его перед сном, я не могла удержаться от слез. Он, словно эмоционально опустошил меня. На следующее утро я решила прочитать его еще раз, мне было интересно узнать: произведет ли на меня эта история при свете дня такое же сильное впечатление, как это было ночью. В итоге рассказ затронул меня еще больше. Тогда я дала почитать его Лари.

Сценарист Лари МакМартри: 
Даяна принесла мне The New Yorker и попросила прочитать рассказ Анни Пру. Я не очень люблю беллетристику, но она была так настойчива, что я сдался. Когда я прочел эту историю, я понял, что хотел бы написать ее сам. История долгие годы ждала своего часа и вот, наконец, Анни Пру смогла рассказать ее. Место, великолепный ландшафт, люди и их манера говорить — все настолько верно и точно выписано! Пожалуй, это один из лучших коротких рассказов, который я когда-либо читал.

Энг Ли: 
Если проект не вызывает сложностей, он мне неинтересен. 
После «Крадущегося тигра, затаившегося дракона» мы вместе с Джеймсом Шеймусом обдумывали, о чем будет наш новый фильм. Он сказал, что наткнулся на любопытный материал. Когда я прочел рассказ Анни Пру, у меня в глазах стояли слезы. История сразу как-то запала мне в душу. Потом я ознакомился со сценарием Ларри и Даяны — это была удивительно точная и талантливая адаптация произведения Прулкс.


Джеймс Шеймус: В некотором смысле, «Горбатая гора» — грандиозная, даже несколько старомодная картина о двух героях, стремящихся во что бы то ни стало сохранить свою любовь. Мы хотели сделать «Горбатую гору» похожей на эпическую американскую историю. На протяжении многих лет я как независимый продюсер пытался снять эту картину, но ни одна студия не хотела давать проекту «зеленый свет». Однажды я проснулся и подумал: «А почему бы мне ни добиться продвижения фильма здесь, в Focus?»

Энг Ли: Джеймс получил разрешение на съемки, и я тут же приступил к работе над фильмом. Я так обрадовался, когда понял, что могу наконец-то снять эту картину. Я всегда знал, что если упущу этот проект, то буду сожалеть об этом до конца своей жизни. Герои этой истории 20-летние люди и я решил позвать на их роли актеров, которым чуть больше 20-ти. Не так-то просто сыграть юность. Поэтому пришлось рискнуть и взять на главные роли молодых актеров. В них есть невинность, свежесть и, главное, вера в то, что они делают.

Хит Леджер: Я знал, что режиссер картины Энг Ли и это вселяло в меня уверенность. Мне очень понравился сценарий и я согласился на роль Энниса Дель Мара даже не встретившись и не поговорив с режиссером. Мне кажется, в этой истории речь идет о зрелой, сильной, чистой и прекрасной любви. Мне раньше не доводилось сниматься в подобных фильмах. В нем так много загадочного… Такого еще не было!

Энг Ли: Для того чтобы снять великую историю любви, нужно преодолевать великие препятствия. Эннис и Джек родом из Американского запада, где мужчины — настоящие мачо, придерживающиеся традиционных ценностей. Они вынуждены скрывать свои чувства, считая их запретными. И в этом есть что-то особенное, что-то очень ценное, интимное и в то же время очень драматичное.

Джейк Джилленхол: С Хитом Лэджером у нас сразу установились доверительные отношения. Мы не боялись рисковать, и нам удалось показать на экране сильную привязанность друг к другу. С ним я чувствовал себя комфортно на площадке и с радостью окунался в работу. Большего и желать нельзя! Фильм представляет собой метафору Американского запада, как он прошел долгий и нелегкий путь от Старого запада к Новому западу. Энг любит говорить, что Джек олицетворяет Новый запад, а Эннис — Старый. Два человека, два ландшафта. Но меня больше всего трогает, что Эннис и Джек все-таки смогли обрести любовь. А если вы нашли любовь, то должны суметь ее удержать.

Хит Лэджер: «Горбатая гора» — история целого поколения.


Отзывы прессы
«Грандиозная, стремительная, восторженная, по-настоящему голливудская история любви! Кажется, что герои картины заново выдумывают это вечное и прекрасное чувство…
Очень может быть, что «Горбатая гора» станет самым революционным фильмом года, эдаким зрительским любимцем, который способен растопить сердца и сильно повлиять на наше мировоззрение…»
Оуэн Гляйберман, Entertainment Weekly

«Его невозможно пропустить через себя бесследно, его невозможно забыть! Как выстрел в сердце!
У этого вестерна есть все, чтобы оказаться в списке лучших фильмов года. «Горбатая гора» — триумф Хита Лэджера и Джейка Джилленхола. Игра Лэджера — на пределе волшебства актерского искусства, работа Энн Хэттауэй — еще одно свидетельство мастерства высокого класса. А Майкл Уиллиамс — настоящее открытие!»
Питэр Трэверс Rolling Stone

«Отменно. Трогательно. Величественно. Мистическим образом Хит Лэджер растворяется в своем герое. Это великолепная актерская работа, которую можно сравнить лишь с лучшими ролями Марлона Брандо и Шона Пена. «Горбатая Гора» — фильм о любви, о сладкой и горькой любви, которая однажды зародившись в сердце, не сможет покинуть его никогда, несмотря на боль и страдания»
Стэфан Холден, The New York Times

«Горбатая гора» крушит все каноны! По всем параметрам! Великолепно!
Глубоко прочувствованная эмоциональная история любви. Уверенная режиссура Энга Ли. Изощренная и сильная работа Джейка Джилленхола . Завораживающая игра Хита Лэджера… 
«Горбатая гора» воздействует на зрителя как фильмы с 3D-эффектом. Лэджер делает фильм живым и настолько убедительным, что на протяжении картины ты целиком погружаешься в самую глубину романтической истории любви двух одиноких душ...»
Кеннет Тьюран, The Los Angeles Times

«Перед нами — поразительное актерское перевоплощение Хита Лэджера. «Горбатая гора» — лучшее, что было в кино в 2005 году».
Мик ЛаСалле, The San Francisco Chronicle



ЭНиГма ЛИ
Энг Ли удивительный режиссер. Ему, кажется, подвластен любой жанр и любой бюджет, его любят голливудские продюсеры и фестивальная публика. Он снимает комиксы, драмы из жизни американского пригорода семидесятых годов, экранизирует классический английский роман и все что угодно одинаково виртуозно. И дело не только в технике.
С этим, в общем, в киномире давно смирились. Любители приклеить ярлык давно окрестили Ли «хамелеоном». По мнению многих, универсальность и всеядность и есть главная отличительная особенность Энга Ли. Эта страсть к классификации, желание дать всему название, подшить и поставить на полку, чтобы больше к предмету не возвращаться, встречает решительное сопротивление в лице господина Ли. Он привык каждый новый фильм начинать с чистого листа, как первый и единственный. Таковым стал даже «Халк», совершенно спутавший карты поклонникам китайского виртуоза, — он может решительно все.
«Когда я начинал карьеру в кино, никто не предлагал мне сценарии, так что мне пришлось писать самому. Так была написана семейная драма — я домашний человек, и семья — это то, о чем я знаю хорошо. Сейчас я востребован как режиссер, и предпочитаю снимать, а не писать».
Энг Ли родился на Тайване в обеспеченной китайской семье. С 1977 года он живет в США, а до того, как окончить киношколу в Нью-Йорке, успел получить два высших образования. После окончания работал на дебютной картине своего однокашника и однофамильца Спайка Ли. Американская индустрия развлечений не слишком интересовалась китайскими кинорежиссерами, и свой дебют «Толкающие руки» (Pushing hands) он снял на родине уже в довольно-таки зрелом возрасте — это был 1992 год, и Энгу Ли было 42.
«Я не собирался снимать этот фильм, но знал, что если напишу эту историю, то смогу выиграть первый приз от правительства Тайваня. Так что написал этот сценарий для конкурса. Я победил, и мне прислали билет, чтобы можно было приехать и получить свой приз. Когда я приехал, на студии мне сказали, что собираются снять три картины, одна из которых должна быть дебютной. Никто не рассчитывал на прибыль, так что мне сказали: делай что хочешь».
Это была история про столкновение двух культур: пожилой родитель приезжал в гости к своему сыну, давно обосновавшемуся в Нью-Йорке. Ли не теряет связи с Нью-Йорком, активно сотрудничает с американскими независимыми продюсерами, для которых начало девяностых стало настоящим кинобумом, в то время как киноиндустрия Тайваня производила около пятнадцати картин в год. Уже в первых своих азиатских картинах Ли активно использует актуальные темы, делая ставку на международный успех, пытаясь совместить голливудскую модель фильма, по сути интернациональную, с национальным. 
Действие следующей ленты — «Свадебный банкет» — тоже происходит в сердце Америки. История второго фильма во многом переплетается с первым. Та же сценарная предпосылка помещает пожилых китайцев в США. На этот раз пожилые азиаты едут на свадьбу своего американизированного сына, а конфликт двух цивилизаций приобретает дополнительный колорит: свадьба оказывается фикцией. Молодая китаянка выходит замуж с целью приобретения гражданства США, а американизированный сын, не испытывает к ней никаких чувств. В этом сюжете совершенно неправдоподобным образом Энг Ли умудрился сохранить тему своей дебютной картины и актуальный для запада конфликт отцов и детей с их кардинально противоположными взглядами. Уникальность Энга Ли заключается в том, что его картины всегда оказываются вне досягаемости критики, о чем бы он ни снимал. Позиция человека двух культур позволяет ему говорить о вещах как будто чужих как о знакомых и всегда по-новому. Чуткий на любую конъюнктуру кинофестиваль в Берлине в 1993 году присудил «Свадебному банкету» главный приз.
Конечно, этот успех Ли можно объяснить и определенной киномодой, которая в начале девяностых была настроена на китайскую волну, на фестивалях солировали Чен Кайге и Чжан Имоу. Но подход Энга Ли был принципиально иным, он не эксплуатировал китайскую тему, а напротив, искал какой-то общекультурный язык: в Тайване «Свадебный пирог» стал национальным хитом, а в США — одним из самых прибыльных иностранных фильмов года, а также был номинирован на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. С одной стороны — фестивальный успех, с другой — признание на родине, а затем и в США. Энг Ли будто бы нашел формулу универсального успеха, который определяет не тема, не эксплуатация национальной культуры, а тончайшее режиссерское мастерство. За «Свадебным банкетом» последовал «Еcть Пить Мужчина Женщина» (Eat Drink Man Woman) и еще одна номинация на «Оскар». Тема столкновения двух цивилизаций оформилась в трилогию, а за Ли закрепился статус ведущего режиссера Тайваня. Этот фильм стал переломным моментом в судьбе режиссера, и следующая картина могла определить его место в истории — остаться первым парнем на деревне и делать то, к чему лежит душа, или примерить к себе голливудский кафтан со всеми вытекающими последствиями.
Есть много факторов, препятствующих успеху уже признанных иностранных режиссеров в столице американской мечты. Один из таких — карма снимать один и тот же бесконечный многомиллионный фильм от «Дня независимости» до «Послезавтра», от «Самолета президента» до «Идеального шторма». Поездка в Голливуд словно экзистенциальная ситуация для знаменитости: со щитом или на щите. Чен Кайге после первой неудачи поспешил вернуться в Китай, и так же как Цуи Харк и Ринго Лэм, Ронни Ю снимает фильмы категории В. Джеки Чан и, отчасти, Джон Ву — те немногие, кто смог приспособиться. Но и здесь Энг Ли доказал свою уникальность, и его путь скорее напоминает блистательную карьеру Романа Полански, чем кого-нибудь из соотечественников. В 1995 году Энг Ли удивил всех, взявшись за экранизацию романа Джейн Остин «Разум и чувства». Эта картина совершенно не перекликалась с его предыдущими работами, объединяло их только одно — блистательная режиссура. И снова триумф на фестивале в Берлине, и номинация на «Оскар».
Свою карьеру в Голливуде Энг Ли неизменно приводит к единому знаменателю, проекту, реализовать который считал своей миссией. «Крадущийся тигр, невидимый дракон» своего рода китайский подарок Западу. Для Энга Ли — «Разум и чувства» в жанре боевых искусств, как он в шутку говорит. Но для его поклонников «Ледяной шторм» не менее значительный фильм, как и «Разум и чувства» или, может, даже как «Халк» или «Погоня с дьяволом». И новый фильм Энга Ли всегда значит другой. Подпись Энга Ли каллиграфична, он блестящий стилизатор, бесподобный переводчик с мандаринского и обратно, посредник между Западом и Востоком, между желтым и белым, цивилизацией и традицией. 
Вся его карьера опровергает вечные тезисы. Первый — в Голливуде нельзя остаться самим собой (он остался). И второй — тебе никогда не позволят снимать то, что ты на самом деле хочешь и как ты на самом деле хочешь. 
«Крадущийся тигр, невидимый дракон» был сделан с китайскими актерами, говорящими на китайском диалекте, шел в кинотеатрах с субтитрами, стал самым кассовым иностранным фильмом в США за всю историю, был номинирован на лучший фильм года и задал моду на исторический китайский жанр на несколько лет вперед. И здесь Ли остался самим собой — восторги критики как раз и были связаны с тем, как фильм умудряется балансировать на грани двух культурных традиций. Для Энга Ли, как это ни высокопарно звучит, грани двух культур стерты, а традиция — общекультурная. Пусть картины Имоу «Герой» и «Дом летающих кинжалов» технически более совершенны, тем не менее именно фильм Ли проложил культурную тропинку. А его совершенный «Ледяной шторм» продемонстрировал абсолютное режиссерское мастерство в жанре драмы и блистательную работу с актерами.
«Это первый фильм, которым я по-настоящему горжусь. Я понимаю, что это фильм не для всех. Мои предыдущие картины были милы и понятны всем. Вы не могли их ненавидеть. Они могли вам не нравиться, но ненавидеть их вы не могли»
Мастерство — все еще самый востребованный товар, даже в Голливуде. В этом, нет, пожалуй, никакой загадки. Вместо «Халка» мог быть и «Терминатор-3» и «Миссия невыполнима-3» — разницы, в сущности, никакой. Честно следуя не им установленным правилам, Энг Ли иногда просто выполняет свою работу, а работодатели остаются довольны. Не было бы «Халка», мир не увидел бы «Горбатую гору», и конформизм здесь ни при чем. 
«Я надеюсь прожить 300 лет и поработать во всех жанрах, узнать о них все и смешать в один коктейль». 
«Горбатая гора» расколола мнение общественности на два полюса: одни уверены, что это очередное, во многом парадоксальное, переосмысление жанра вестерн. Другие полагают, что к вестерну фильм не имеет никакого отношения. Зато все соглашаются — в картине есть нечто. Ловко смешано и искусно приготовлено. Без острой приправы тоже не обошлось... Любопытно то, что фестивальная публика предпочитает видеть в картине именно трансформацию исконно американского жанра, тогда как американцы восхищены романтической историей и ставят «Горбатую гору» в один ряд с «Титаником» и «Унесенными ветром». Это и есть амбивалентность по Энгу Ли. Отчасти именно такая безоценочная позиция, способная примирить всех, и была характерна для режиссерского почерка Ли в его драмах. Такая позиция выше политкорректности, всегда навевающей мысли о границах, правилах и рамках. В определенном смысле это революционное кино, уничтожающие само понятие корректности в популярном кинематографе — ведь совсем даже не тема революционна — в конце концов, можно вспомнить Альмодовара и его «Закон желания» пятнадцатилетней давности. Провокационность «Горбатой горы» в том, что она непровокационна.
Безусловно, «Горбатая гора» уже на стадии замысла была бомбой, необходим был режиссер с абсолютным слухом, способный пройтись по лезвию бритвы и не потерять равновесия, умеющий примирять непримиримое. «Любовь — это сила природы» — уникальный слоган, способный объединить всех, а ключевое слово в «Горбатой горе» именно «любовь». Веселые и забавные, а также «проблемные» меньшинства американского кино с выходом «Горбатой горы» вынуждены будут сменить амплуа. Акценты смещены. Лав стори, и точка — без пафоса и корректности. 
«Я, как мой герой Лай («Крадущийся тигр, невидимый дракон»), нахожусь между даосизмом и конфуцианством. А сам живу как капиталист (смеется). Работаю, руководствуясь китайской философией, но как режиссер, как ни грустно это признать, пытаюсь увлечь зрителей, впечатлить. Я не знал, что это есть во мне. Для чего это? Весело провести время? Не знаю. Не хочу об этом думать».

В Лос-Анджелесе состоялась 78-ая церемония вручения премии американской киноакадемии «Оскар»-2006. 
Режиссер «Горбатой горы» Энг Ли удостоился награды киноакадемии за лучшую режиссуру. Его фильм, признанный фаворит всей церемонии (8 номинаций, включая «Лучший фильм года») получил еще две золотые статуэтки за Лучший сценарий и Лучшее музыкальное оформление.

27.04.2016
Поделиться пресс-релизом:
НОВИНКИ КИНОПРОКАТА
Armored
Armored
2024, США, Боевик, Криминал, Триллер
Armored
Семь вуалей
Seven Veils
2024, США, Канада, Драма
Семь вуалей
Kill
Kill
2024, 16+, США, Индия, Боевик, Приключения, Драма
Kill
Fallout
Bunker, The
2023, США, Боевик, Триллер, Криминал
Fallout
Артур, ты король
Arthur the King
2024, 12+, США, Семейное кино, Приключения
Артур, ты король
Папуля
Daddio
2022, 18+, США, Драма
Папуля